Глава «Тамань» – это отдельный эпизод из жизни автора. Здесь на глазах у читателя Печорин чуть не гибнет от рук девушки. Анализ главы «Тамань» из романа «Герой нашего времени» позволяет увидеть разницу в поведении героя, когда он руководит событиями и когда ему пытаются оказать сопротивление. В этой главе, которая является первой в дневнике главного героя, читатель пока не видит целостной жизненной философии главного героя, но уже заметна тяга Печорина к нестандартным ситуациям и ярким впечатлениям, стремление вмешиваться в судьбы других людей для собственного развлечения.
Автобиографичность сюжета
История, описанная в романе, взята из жизни. Встреча с контрабандистами имеет реальную основу. Конечно, в жизни всё было иначе. Что взял в сюжет Лермонтов? В жизни была старуха, но это другой образ – Царицыха. Старая казачка, даже имя доказывает, что ничего общего с нищей старухой здесь нет. Казачка приняла Лермонтова за шпиона (соглядатая). Она решила, что он приехал следить за контрабандистами, чтобы сдать их властям. Страх реальной жизни и страх в книге одинаков.
Ундина боится, что Печорин их сдаст. Она решается на убийство. Сколько силы в хрупкой девушке, сумевшей почти сбросить сильного офицера с лодки. Только хитрая уловка помогла Печорину справиться с русалкой. В жизни Ундина – это соседка Царицыхи – красавица татарка, муж которой занимался контрабандой. Был в реальной истории и слепой мальчик Яшка. Персонажи в романе стали совершенно другими. В этом мастерство классика – увидеть в реальной жизни тех, кто станет основой для литературных персонажей.
Контрабандист «Тамани»
Янко – человек опасной профессии. Его образ реалистичен. Автор не преувеличивает достоинства контрабандиста. В некоторых деталях он даже смешон: нож за поясом, татарская шапка на голове с казацкой стрижкой. Удаль и смелость Янки предстают не в его описании, а на фоне моря, волн и ветра. Ничего не известно о промысле контрабандистов, но в этом и суть их дела. Все должно быть покрыто тайной, неизвестностью. Автор только намекает: «груз был велик», «богатые товары».
Создаётся ощущение опасности, тревоги, риска. Реалистичен образ слепого мальчика. Он первый замечает вдали идущую лодку, верит в Янко: «…не боится бури». Тем страшнее становится расставание. Янко бросает слепому мелкую монету. Скупость подтверждает, что контрабандист рискует только ради наживы. Риск и подвиги сопровождают нечестный труд.Русалка «Тамани»
Ундина ведёт себя как хозяйка побережья. Её дикий нрав схож с характером горной княжны – Бэлы. Но здесь ярче проявляется женская суть: она рассмотрела в Печорине опасного врага, который может разрушить её жизнь. Пламенное дыхание страсти отвлекает, и Печорин остаётся безоружным. Красавица превращается во врага, умелого и изворотливого. Битва с ундиной отвлекает деталями. Иногда кажется, что Печорин дерется не с хрупкой девушкой, а с умелым Янко.
Описание поведения Ундины сравнимо с кошачьим. Она ходит мягко, неслышно, передвигается резко, незаметно. Умеет девушка пользоваться своей внешностью, она завлекает гостя, уводит лодку с ним в открытое море. Все пролетает перед Печориным в одно короткое мгновение. Даже пение Ундины необычно. Слова песни о воле и прекрасной жизни слышатся на берегу с нищей лачугой.
Художественные приёмы
Глава построена на противопоставлении. Анализ «Тамани» придётся строить на изучении композиции. Происходит соединение возвышенного и низменного, романтизма и реализма. Контрабандист живет грабежом, Печорин ворует покой бедных людей. Таинственность Ундины превращается в буйство морской русалки. Слепой видит лучше зрячих, причем он видит души тех, кто его предаёт. Мир моря меняется на нищету и убогость домика на берегу. Пейзаж будто выступает против грязи в обществе, заставляющем людей жить грабежами.