История создания пьесы «Вишнёвый сад»
Впервые А.П. Чехов сообщил о начале работы над новой пьесой в 1901 году в письме своей супруге О.Л. Книппер-Чеховой. Работа над пьесой продвигалась очень трудно, это было вызвано тяжёлой болезнью Антона Павловича. В 1903 году она была завершена и представлена руководителям Московского художественного театра. В 1904 году состоялась премьера пьесы. И с этого момента пьесу «Вишнёвый сад» читают и анализируют уже на протяжении ста лет.
Пьеса «Вишнёвый сад» стала лебединой песней А.П. Чехова. В ней заключены размышления о будущем России и её людях, копившиеся в его мыслях годами. А сама пьеса стала вершиной творчества Чехова-драматурга, ещё раз показав, почему именно его считают новатором, вдохнувшего в весь русский театр новую жизнь.
Тема пьесы
Темой пьесы «Вишнёвый сад» послужила ситуация продажи с аукциона родового гнезда обедневших дворян. К началу ХХ века такие истории были не редкостью. Аналогичная трагедия произошла и в жизни Чехова, их дом, вместе с лавкой отца был продан за долги еще в 80-х годах ХIХ века, и это оставило неизгладимый след в его памяти. И уже будучи состоявшимся писателем, Антон Павлович пытался понять психологическое состояние людей, лишавшихся своего дома.
Действующие лица
При анализе пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова традиционно героев делят на три группы, беря в основу их временную принадлежность. К первой группе, представляющей прошлое, относятся аристократы Раневская, Гаев и их старый лакей Фирс. Вторая группа в лице купца Лопахина, ставшего представителем времени настоящего. Третья группа – это Петя Трофимов и Аня, они будущее.
Чёткого разделения героев на главных и второстепенных у драматурга нет, так же как и на строго отрицательных или положительных. Именно такое представление персонажей – одно из новшеств и особенностей чеховских пьес.
Конфликт и развитие сюжета пьесы
Открытого конфликта в пьесе нет, и это ещё одна особенность драматургии А.П. Чехова. А на поверхности находится продажа имения с огромным вишнёвым садом. И на фоне этого события можно разглядеть противостояние ушедшей эпохи новым явлениям в обществе. Разорившиеся дворяне упорно держатся за свою собственность не в силах предпринять реальные шаги к её спасению, а предложение получать коммерческую прибыль путём сдачи земли в аренду дачникам для Раневской и Гаева неприемлемо. Анализируя произведение «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, можно говорить о временном конфликте, в котором прошлое сталкивается с настоящим, а настоящее с будущим. Сам по себе конфликт поколений отнюдь не нов для русской литературы, но никогда раньше он не раскрывался на уровне подсознательного предчувствия изменения исторического времени, так ясно ощущаемые Антоном Павловичем. Он хотел заставить зрителя или читателя задуматься о своём месте и роли в этой жизни.
Пьесы Чехова очень сложно делить на фазы развития драматического действия, ведь он старался приблизить разворачивавшееся действие к реальности, показывая будни своих героев, из которых и состоит большая часть жизни.
Композиция пьесы
Пьеса «Вишнёвый сад» состоит из четырёх действий.
Экспозицией можно назвать беседу Лопахина с Дуняшей, ожидающих приезда Раневской, и почти сразу же выделяется завязка пьесы, заключающаяся в проговаривании видимого конфликта пьесы – продажа имения на аукционе за долги. Перипетии пьесы заключаются в попытках убедить хозяев сдавать землю в аренду. Кульминация – известие о покупке имения Лопахиным, развязка – это отъезд всех героев из опустевшего дома.
В первом действии происходит знакомство со всеми героями пьесы. Анализируя первое действие «Вишнёвого сада», стоит отметить, что внутреннее содержание персонажей передается через отношение к старому вишнёвому саду. И здесь же начинается один из конфликтов всей пьесы – противоборство прошлого и настоящего. Прошлое представлено братом и сестрой Гаевым и Раневской. Для них сад и старый дом – это напоминание и живой символ их прежней беспечной жизни, в которой они были богатыми аристократами, владеющими огромным имением. Для Лопахина же, который противопоставлен им, обладание садом – в первую очередь возможность получить прибыль. Лопахин делает Раневской предложение, приняв которое, она может спасти поместье, и просит обедневших помещиков подумать над ним.
Анализируя второе действие «Вишневого сада», необходимо обратить внимание, что хозяева и слуги гуляют не по прекрасному саду, а в поле. Отсюда можно сделать вывод, что сад находится в абсолютно запущенном состоянии и по нему просто невозможно пройти. Это действие прекрасно раскрывает представление Пети Трофимова о том, каким должно быть будущее.
В третьем действии пьесы наступает кульминация. Поместье продано, и новым хозяином становится Лопахин. Несмотря на удовлетворение от сделки, Лопахин опечален тем, что судьбу сада должен решать он. А значит, сад будет уничтожен.
Четвёртое действие: родовое гнездо опустело, некогда единая семья распадается. И так же, как сад вырубается под корень, так и эта фамилия остаётся без корней, без пристанища.
Авторская позиция в пьесе
Несмотря на кажущийся трагизм происходящего, герои у самого автора не вызывали никакого сочувствия. Он считал их недалекими людьми, неспособными к глубоким переживаниям, к действию. Эта пьеса стала больше философским размышлением драматурга о том, что ждёт Россию в недалеком будущем.
Очень своеобразна жанровая принадлежность пьесы. Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией. Первые постановщики увидели в ней драму. А многие критики сошлись во мнении, что «Вишнёвый сад» – это лирическая комедия.