Роман «Война и мир» показывает множество судеб. Наиболее интересен образ Натальи Ростовой. Духовная эволюция Наташи Ростовой завершается пониманием истинного счастья женщины – созданием семьи и воспитанием детей.
Неожиданное преображение
На страницах романа протекает судьба женщины. Наталья взрослеет на глазах у читателя. Причем удивительно решение автора. Он восхищается девушкой, которая искренне радуется жизни, преображается из «гадкого утенка» в светскую даму. На протяжении всего сюжета Ростова красива, грациозна, благородна и непосредственна. В эпилоге образ совершенно противоположен. Может показаться, что это два совершенно разных человека. Она опустилась, перестала думать о внешней привлекательности, следить за модой. Зачем автору захотелось привести любимую героиню к такому финалу? Читателя чаще не радует такая концовка. Критики и прогрессивные люди пробовали спорить с позицией классика. Но следует понимать, что это идеал Толстого. Он сам нашел счастье в тихой деревне, далекой от светских праздников. Для автора жизнь Натальи в семье – настоящее счастье, к которому должна прийти каждая женщина.
Эволюционное преображение души
Юная Ростова смела и непосредственна. Она энергична, резка и уверена. Черные кудряшки, тоненькие ручки, кружевные панталоны, открытые башмачки – Наталья в сцене своих именин. Милый образ олицетворяет солнечный луч, пробивающий любую поверхность. Свет, исходящий от милой девчушки, греет, отвлекает от грустных мыслей о войне. Наталья живет чувствами, а они скачут в бешеном темпе. Нелепо выглядеть сцены, где именинница целует детскую игрушку – куклу, а потом хочет испытать поцелуй Бориса. От игры к реальности, от мечты к действительности. Такими скачками пройдет вся жизнь женщины.
Чувства не дают покоя Натальи. Она не в силах сдержать смех при встрече с братом. Смех открывал радость от возвращения Николая. Девушка смеется и плачет искренне. Вот она рядом с подругой Соней, слезы текут по лицу Ростовой, только что смело спрашивающей у маменьки о пирожных, которые ждут в конце ужина.
Своим огоньком она привлекает Болконского. Князь меняется. Но оставшись в одиночестве, вдали от любимого, Наталья ищет выхода своим эмоциям. Курагин пользуется наивностью графини. Автор не позволяет героине ошибиться. Выйти из ситуации ей помогают близкие люди: Соня и Пьер. Первые ошибки и большой жизненный опыт. Отношения с князем воспитывают в женщине силу характера, твердость духа, дарят мудрость. Ударом становится смерть Андрея. Наталья осознает силу верности.
Смысл эпилога
Семейная идиллия Ростовой не схожа с привычным укладом жизни светских барышень. Более логично выглядел бы другой итог. Один – два ребенка, которыми занимаются няньки и гувернеры. Праздничные обеды и ужины с приглашением знатных лиц города. Наталья уже не поет, не наряжается, не рассматривает себя в зеркале, боясь остаться не приглашенной на танец. Ростова – идеальная мать и жена. Смысл ее существования – муж и дети, их покой и комфорт. В ходе духовной эволюции она спрятала свои чувства. Автор говорит, что сейчас она – это лицо и тело. «Сильная, красивая и плодовитая самка» – нашла свое призвание и наслаждается счастьем, тихим семейным очагом. В прошлом остаются страстный Анатоль, рассудительный Андрей. Рядом с ней спокойный и мирный Пьер, который создал женщине условия для такой новой жизни.