В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой демонстрирует целую галерею разнообразных женских образов. Одним из наиболее ярких и запоминающихся среди них является образ красавицы-аристократки Элен Курагиной. Будучи супругой Пьера Безухова, она сыграла отрицательную роль в судьбе главного героя. Характеристика Элен Курагиной призвана отражать лицемерие и ханжество высшего общества, в котором никакой цены не имеют такие качества, как искренность, честность, верность. Наделив героиню исключительной внешней красотой, автор сделал её воплощением зла и разврата.
Краткая характеристика
Полное имя — Елена Васильевна Курагина.
Возраст — молодая женщина.
Род занятий — без определенного рода деятельности, светская дама.
Семья — отец Василий Сергеевич Курагин, мать — княгиня Курагина, братья Ипполит и Анатолий, муж Пьер Безухов.
Социальное положение — дворянка.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — характерное для дворянских семейств.
Образование — характерное для дворянских семейств.
Внешность — высокая, статная, с фигурой, напоминающей мраморные античные статуи, с белыми блестящими плечами, длинными густыми волосами,
Характер — уравновешенная, любезная, самодовольная, расчетливая, глупая, хитрая, меркантильная.
Положительные черты — на людях любезная, спокойная, тактичная, с чувством собственного достоинства.
Отрицательные черты — лицемерная, развратная, подлая, циничная, корыстолюбивая, глупая, пустая, пошлая.
Произведение — «Война и мир».
Автор — Лев Николаевич Толстой.
Цитатная характеристика
Описание Элен Курагиной с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Элен основан на том, что она является дочерью богатого и влиятельного князя Василия Сергеевича Курагина и занимает высокое положение в светском обществе.
«…приехала дочь князя Василия, красавица Элен, заехавшая за отцом, чтобы с ним вместе ехать на праздник посланника».
«…к дочери князя Василия, к красивой Элен…»
У Элен Курагиной есть два брата: Ипполит и Анатоль.
«… ее брат Анатоль…Брат ее — Ипполит. Отец ее — князь Василий…»
«Это была графиня Безухова, жена Пьера».
Красавица Элен считается негласной царицей Петербурга.
«— А вот она, царица Петербурга, графиня Безухова, — говорила она, указывая на входившую Элен».
Внешность
Портретная характеристика Элен Курагиной основана на том, что она является редкой красоты женщиной.
«… красавица Элен…»
«…красавица княжна Элен…»
«— Quelle belle personne!(франц. — Что за красавица!) — говорил каждый, кто ее видел».
Годы не имеют власти над красотой Элен.
«…с годами она сделалась еще красивее, чем прежде».
«Вот Елена Васильевна, так та и в пятьдесят лет красавица будет».
Элен очень похожа на своего брата Анатоля, обладавшего такой же яркой красотой, как и она.
«— Как похожи брат с сестрой! — сказал граф. — И как хороши оба!»
Будучи в обществе, Элен привыкла улыбаться, освещая всё вокруг своей ослепительной улыбкой.
«…освещала и его все тою же неизменною улыбкой».
«…улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице».
«…все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой…»
«…улыбнулась ему той улыбкой, ясной, красивой, которой она улыбалась всем».
«…она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины…»
«…не глядя ни на кого, но всем улыбаясь…»
У Элен выразительные чёрные глаза.
«…блестя черными глазами…»
У Курагиной прекрасные густые волосы.
«…две огромные косы en diadème огибали два раза ее прелестную голову…»
«…красивая дама, с огромной косой…»
У Курагиной красивые полные руки.
«Княжна облокотила свою открытую полную руку на столик… Во все время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка то на свою полную красивую руку…»
«…и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей…»
У княжны красивая грудь, которую она всячески подчеркивает украшениями и низким декольте.
«…на еще более красивую грудь, на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье…»
«Ее бюст, казавшийся всегда мраморным…»
Не только руки и грудь, но и вся стать Элен, от головы до ног, отличается удивительной красотой и гармонией и во многом напоминает греческую статую, совершенное мраморное изваяние.
«…поворачивая свою красивую голову на античных плечах…»
«…необычайной, античной красотой тела…»
«…различал живую прелесть ее плеч и шеи… Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем…»
«…как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины…»
«…на мраморном, несколько выпуклом лбе ее…»
Безупречный внешний вид Элен Курагиной ещё более подчеркивает неизменно элегантная, модная, роскошная одежда.
«Она была в шифре и бальном платье».
«Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье».
«Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов…»
«…графиня, в белом атласном халате, шитом серебром…»
«…на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем».
Черты характера и поступки
Элен Курагина настолько привыкла к своей красоте, что не чувствует необходимости в кокетстве. В любом обществе она неизменно оказывается в центре внимания.
«Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты».
«…на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу…»
В княжне чувствуется уверенность в себе и неприкрытое самодовольство.
«…она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана…»
«…все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой…»
С юности вращаясь в высших светских кругах, Элен научилась прекрасно держать себя в обществе, с чувством такта и собственного достоинства.
«…Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя! Это происходит от сердца! Счастлив будет тот, чьей она будет! С нею самый несветский муж будет невольно и без труда занимать блестящее место в свете!»
«Ежели он когда-нибудь думал об Элен, то думал именно о ее красоте и о том необыкновенном ее спокойном уменье быть молчаливо-достойною в свете».
«…гордился ее величавой красотой, ее светским тактом…»
«…вошла в комнату спокойно и величественно…»
Элен неизменно пользуется большой популярностью как среди мужчин, так и среди женщин. Никто не может остаться равнодушным при виде неё.
«…глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин…»
«В Эрфурте она имела блестящий успех. Сам Наполеон, заметив ее в театре, спросил, кто она, и оценил ее красоту. Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера…»
«…смотрите, как за ней увиваются и старые и молодые…»
«Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней».
У Элен очень спокойный, уравновешенный характер.
«…этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний…»
«Она с своим все выдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере».
За плечами Элен — тёмная история с её красавцем-братом Анатолем. По слухам, между ними была преступная любовная связь, которую пресёк их отец.
«Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история и что от этого услали Анатоля».
«Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя».
Чувственная красота Элен возбуждает в мужчинах не возвышенное чувство, а сильную низменную страсть.
«Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное».
Элен Курагина — глубоко порочная, развратная женщина, неспособная хранить верность одному мужчине.
«…вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!»
«Да я никогда не любил ее, — говорил себе Пьер. — Я знал, что она развратная женщина, — повторял он сам себе, — но не смел признаться в этом».
Будучи в браке с Пьером, Элен изменяет ему со многими мужчинами.
«…Бориса…. У него было блестящее положение в обществе, благодаря интимности с графиней Безуховой…»
«…такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.Источник: Том 2, часть 1, Глава II
— Да что ж такое? — спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула.
— Долохов, Марьи Ивановны сын, — сказала она таинственным шепотом, — говорят, совсем компрометировал ее».
«Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права…»
Элен не способна на ревность, как не способна любить.
«Отец, шутя, возбуждал ее ревность: она с спокойной улыбкой говорила, что она не так глупа, чтобы быть ревнивой…»
Элен Курагина никогда никого не любила, кроме самой себя.
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела…»
Курагина не собирается иметь детей.
«Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».
Курагина, несмотря на её принадлежность к высшему свету, является грубой и вульгарной женщиной.
«Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая-нибудь дура… поди сам попробуй… allez vous promener» — говорила она».
Элен — глупая женщина, однако в высших аристократических кругах считается очень умной.
«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа…»
«…в одно и то же время думал о ее ничтожестве…»
«И хороша и умна…»
«…одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются».
Элен Курагина имеет славу умной и обворожительной женщины только потому, что умело скрывает истинные чувства и умеет тонко льстить тем, кому нужно.
«Графиня Безухова по справедливости имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально».
Элен — холодная, бессердечная женщина, способная играть судьбами других людей. Она соглашается свести Анатоля с Наташей Ростовой, зная, чем эта связь может запятнать репутацию Наташи.
«Мысль свести брата с Наташей забавляла ее».
«— Где вы — там разврат, зло, — сказал Пьер жене».
Элен окружает себя такими же, как и она сама, пустыми, лицемерными, развратными людьми.
«Граф Илья Андреич с неудовольствием заметил, что все это общество состояло преимущественно из мужчин и дам, известных вольностью обращения».
Элен Курагина — хитрая, изворотливая женщина, способная выпутаться из любой, даже самой сложной ситуации.
«…принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного».
«То, что показалось бы трудным и даже невозможным для другой женщины, ни разу не заставило задуматься графиню Безухову, недаром, видно, пользовавшуюся репутацией умнейшей женщины… Элен, напротив, сразу, как истинно великий человек, который может все то, что хочет, поставила себя в положение правоты, в которую она искренно верила, а всех других в положение виноватости».
При достижении цели для Элен Курагиной не существует никаких препятствий, особенно нравственного характера. Собираясь выйти замуж за молодого иностранного принца, она решает развестись с Пьером, а для этого меняет веру с православной на католическую.
«После нескольких дней Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую-то бумагу».
«…она, поняв, что цель всех этих слов и хлопот состояла преимущественно в том, чтобы, обратив ее в католичество, взять с нее денег в пользу иезуитских учреждений (о чем ей делали намеки), Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа».
«В ее понятиях значение всякой религии состояло только в том, чтобы при удовлетворении человеческих желаний соблюдать известные приличия».
«В начале августа дело Элен совершенно определилось, и она написала своему мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN, и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности…»
В итоге Элен умирает от передозировки лекарства, которое ей прописал лекарь для прерывания беременности.
«Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать».
«Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale (франц. — грудная ангина), но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le médecin intime de la Reine d’Espagne (франц. — лейб-медик королевы испанской) предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия…»
«…Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь».
Воспитание
Будучи богатой аристократкой, Элен получает воспитание, свойственное богатым дворянкам, но при этом остается грубой, вульгарной женщиной.
«Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая-нибудь дура… поди сам попробуй… allez vous promener», — говорила она».
Характеристика Элен Курагиной другими героями
Пьер Безухов
Пьер отмечает не только красоту Элен, но и её способность оставаться спокойной при любых обстоятельствах.
«Ежели он когда-нибудь думал об Элен, то думал именно о ее красоте и о том необыкновенном ее спокойном уменье быть молчаливо-достойною в свете».
«…гордился ее величавой красотой, ее светским тактом…»
«…не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний…»
Яркая красота Элен поначалу затмевает глаза Пьеру, но затем он видит её истинную сущность. Элен — глупая, пустая женщина.
«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа…»
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются».
Со временем Пьер понимает, что Элен — глубоко порочная, развратная женщина.
«…вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!»
«Я знал, что она развратная женщина, — повторял он сам себе, — но не смел признаться в этом».
«Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история и что от этого услали Анатоля. Брат ее — Ипполит. Отец ее — князь Василий. Это нехорошо…»
«Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя».
«— Где вы — там разврат, зло, — сказал Пьер жене».
Пьер Безухов считает жену вульгарной женщиной.
«Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая-нибудь дура… поди сам попробуй… allez vous promener», — говорила она».
Подробная характеристика Пьера Безухова.
Анна Шерер
Анна Шерер, как и большинство представителей светского общества, высоко ценят Элен за её умение держать себя в свете, считая это одним из главных достоинств женщины.
«— Не правда ли, она восхитительна? — сказала она Пьеру, указывая на отплывающую величавую красавицу. — Et quelle tenue! Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя! Это происходит от сердца! Счастлив будет тот, чьей она будет! С нею самый несветский муж будет невольно и без труда занимать блестящее место в свете!»
Подробная характеристика Анны Шерер.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Элен Курагиной вместе!
Биография
Елена Васильевна Курагина — представительница петербургской аристократии, княжна, дочь князя Василия Курагина, сестра Ипполита и Анатоля. Детство и юность Элен (как было принято называть княжну на французский манер в светском обществе) прошли в столице. Девушка получила лучшее по тем временем аристократическое воспитание, прекрасно говорила по-французски.
Наделённая яркой красотой, юная Элен ищет наиболее выгодную партию и в 1806 году выходит замуж за Пьера Безухова, который к тому времени стал единственным наследником миллионного состояния своего отца, старого графа Безухова. Так Элен Курагина стала графиней Безуховой.
Элен никогда не любила Пьера и вскоре после свадьбы изменила ему с лихим офицером Долоховым, что стало причиной дуэли между Долоховым и Пьером. Обманутый Безухов согласился отдать приличную часть своего состояния, лишь бы больше не иметь с ней ничего общего и жить отдельно друг от друга.
Элен не огорчила подобная перемена в её жизни, напротив, она умело ею воспользовалась и стала один за другим заводить новые романы. Поначалу её фаворитом стал Борис Друбецкой, спустя время — некий молодой иностранный принц.
По возвращении в Петербург Элен оказалась в затруднительном положении, так как принц и старый вельможа, её покровитель, узнали о существовании друг друга. Графиня ловко использовала эту ситуацию, и оба соперника были готовы взять в жены красавицу Элен. Ради этой цели она приняла католичество с условием, что её официально освободят от брачных уз с Пьером.
Так Элен оказалась перед непростым выбором между двумя завидными женихами. В это время она серьёзно заболела и осенью 1812 года скончалась. Официальной причиной её смерти стала ангина, но, по слухам, графиня скончалась от передозировки лекарства, выписанного ей итальянским лекарем для прерывания беременности.
Образ Элен Курагиной
В самом начале произведения Элен Курагина предстает ослепительной юной красавицей, с большим тактом, чувством собственного достоинства и умением держать себя в свете. Как и большинство своих сверстниц, она видит главную цель своей жизни в том, чтобы воспользоваться красотой и положением в обществе и найти наиболее выгодную партию. Сделать это Элен совсем несложно: она с лёгкостью пленяет всех без исключения и вскоре выходит замуж за Пьера Безухова.
Образ героини начинает стремительно развиваться после замужества. Становится понятно, что за красивой оболочкой скрывается эгоистичная, лицемерная, меркантильная женщина, не способная любить кого-то, кроме самой себя. Всё, что интересует Элен, — это блеск и роскошь светской жизни, в которой она считается признанной королевой.
Прекрасное воспитание и образование создали лишь тонкий налет культуры и интеллигентности Элен. На деле за ним скрывается ограниченная, вульгарная, пустая личность. Всё, чем в совершенстве владеет Элен, — выгодно «продавать» в свете свою красоту.
Добившись желаемого — статуса замужней дамы, Элен начинает вести развратную жизнь, меняя любовников. Её совершенно не беспокоит ни уязвлённое самолюбие Пьера, ни его репутация обманутого мужа. Забрав себе часть его имущества в обмен на согласие жить раздельно, она принимается искать новых покровителей, богатых и влиятельных.
В итоге Элен умирает в расцвете лет, став жертвой собственной расчётливости и беспринципности.
5 фактов об Элен Курагиной
- У Элен Курагиной нет точного исторического прототипа. Согласно одной из версий, ею была Надежда Сергеевна Акинфова, графиня Богарне, возлюбленная канцлера князя Александра Михайловича Горчакова, ставшая морганатической супругой герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского.
- В начале произведения указано, что Элен носит шифр — золотой вензель, часто украшенный драгоценными камнями, который в те времена носили выпускницы Смольного института и/или фрейлины.
- Будучи отрицательным персонажем, Элен Курагина дана автором в противовес Марье Болконской и Наташе Ростовой, которые обладали лучшими, по мнению писателя, женскими качествами: добротой, милосердием, богатым духовным миром.
- Писатель часто сравнивает Элен с мраморной статуей, демонстрируя ее идеальную, но холодную красоту, которую не оживляет внутренний огонь.
- Вот что пишет об Элен Курагиной современник Толстого, литературный критик Д. И. Писарев:
«Глупая красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова, пользующаяся репутациею прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит умом, богатством, знатностью или высоким чином…»
Вывод
Элен Курагина является одним из ключевых женских персонажей романа «Война и мир». Автор не скрывает своего презрительного отношения к холодной и эгоистичной красавице, не способной подарить счастье, совершить по-настоящему добрый поступок, проявить милосердие к ближнему.
Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать разительный контраст между такими нравственными, глубокими женскими образами, как Наташа Ростова и Марья Болконская. На фоне их доброты и самопожертвования отрицательная героиня проигрывает и умирает, не совершив ничего хорошего. Цитатная характеристика Элен Курагиной позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонаж в докладе или написать сочинение.