Подростки в послевоенные годы переживали трудности вместе с взрослыми. Страна залечивала послевоенные раны, восстанавливая разрушенные города. Характер главного героя «Уроков французского» формировался в сложный период нашей страны.
Начало самостоятельной жизни
Удивительную параллель с современным миром может провести подросток-читатель. В рассказе самостоятельная жизнь мальчишки начинается в 11 лет. Второй признак взросления – 5 класс. Сегодня сложно представить, что с этого возраста начинается самостоятельность. Пятый класс – это ступень после начальной школы. О возможности работать, добывать деньги для питания никто из школьников не думает. Это задача родителей. В чем же здесь самостоятельность героя? Он живет отдельно от семьи, в доме тети Нади. Нельзя сказать, что родители оставили ребенка на попечение родственницы и забыли о нем. Наоборот, мальчик привозил с собой хлеб и картошку. Все продукты исчезали «таинственным образом». Главный персонаж романа не знает, кто ворует его еду. Может тетка, возможно, ее дети, девчонки или сын Федька. Мальчик постоянно голоден. Раз женщина не гнушается воровством, значит, у нее нет средств, чтобы поддержать деревенского парнишку. Ей все равно, сможет ли он найти еды. Характеристика мальчика начинается уже с этих строк, он не ищет виновных, не заводит разбирательств, тихо и скромно пытается выжить.
Володя или Валентин
В рассказе нет упоминания имени главного персонажа. Повествование идет от первого лица. Сказано, что история автобиографичная, но нельзя уверенно говорить, что образ главного героя – это Валентин Распутин. Реалистичность сюжета подтверждена жизнью, есть сходные черты в судьбе автора, таких мальчишек в послевоенные годы было множество. Они выезжали из деревень, чтобы оправдать ожидания родителей или одиноких матерей, как в рассказе. Мастерство автора в том, что он пишет так искренне, что все воспринимается как пересказ жизни, вымысел уходит на задний план. Но в том и секрет литературы, что герои оживают в умах читателей. Чем сильнее слово писателя, тем живее персонаж.
Рассказ не остался в стороне от кинематографического искусства. Для экранизации «Уроки французского» – отличный материал. Это урок доброты, воспитание подрастающего поколения, развитие нравственных качеств. В фильме у мальчика есть имя. Общаться в кино без имени сложно. В экранизации у персонажа имя Володя, ему на год меньше мальчику из литературного произведения – 10 лет. Режиссеры не хотели запутать читателей, они давали возможность проверить свои знания текста. Создатели фильма развивают образное восприятие, умение анализировать.