Краткая характеристика
Полное имя — Антонина Александровна Живаго, в девичестве Громеко.
Возраст — героиня показана с 17 лет до зрелого возраста.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — супруг Юрий Живаго, их общие дети — сын Александр и дочь Мария, отец Александр Александрович
Социальное положение — из семьи профессора.
Происхождение — родом из богатого знатного семейства.
Воспитание — традиционное для её сословия.
Образование — традиционное для её сословия.
Внешность — привлекательная стройная женщина.
Характер — мягкая, добрая, заботливая, романтичная, практичная, деятельная, любящая, способная прощать.
Положительные черты — мягкая, добрая, любящая, заботливая, умная, сильная, целеустремленная, способная идти на компромиссы.
Отрицательные черты — отсутствуют.
Произведение — «Доктор Живаго».
Автор — Борис Леонидович Пастернак.
В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» одной из центральных героинь является Антонина Александровна — друг детства, жена и мать детей Юрия Живаго. Она сыграла важную роль в жизни главного героя, став для него надёжной опорой в самые страшные и тяжёлые дни.
Характеристика Антонины Живаго позволяет лучше понять, в каких условиях рос и воспитывался главный герой Юрий Живаго, как формировались его жизненные ценности. Супруги имели много общего и смогли сохранить душевную близость на протяжении всей жизни, невзирая на преграды.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Полное имя героини — Антонина Александровна Громеко (в девичестве).
«…ответное письмо Антонины Александровны»
Художественный портрет героини основан на том, что она росла в богатой интеллигентной семье. Отец Тони, Александр Александрович Громеко, — умный, образованный человек, профессор химии.
«Александр и Николай Александрович Громеко были профессора химии, первый — в Петровской Академии, а второй — в университете»
Мать Тони — Анна Ивановна, дочь богатого фабриканта.
«…Александр Александрович женат на Анне Ивановне, урожденной Крюгер, дочери фабриканта — железоделателя и владельца заброшенных бездоходных рудников на принадлежавшей ему огромной лесной даче близ Юрятина на Урале»
Семейство Громеко проживало в центре Москвы в двухэтажном особняке.
«Дом был двухэтажный. Верх со спальнями, классной, кабинетом Александра Александровича и библиотекой, будуаром Анны Ивановны и комнатами Тони и Юры был для жилья, а низ для приемов»
Громеко были гостеприимными, общительными людьми и часто устраивали у себя званые вечера. Большой их страстью была музыка.
«Громеко были образованные люди, хлебосолы и большие знатоки и любители музыки. Они собирали у себя общество и устраивали вечера камерной музыки, на которых исполнялись фортепианные трио, скрипичные сонаты и струнные квартеты»
Тоня росла в большой любви и получила прекрасное воспитание. Точно так же в дальнейшем она будет воспитывать своих детей.
«Тебе не придется за него стыдиться. Обещаю воспитать его в тех правилах, пример которых ты ребенком видел в нашем доме»
В юности лучшим другом Тони был Юра Живаго, который долгие годы жил и воспитывался в семействе Громеко.
«Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался “Смысла любви” и “Крейцеровой сонаты” и помешан на проповеди целомудрия»
«Оба прожили шесть лет бок о бок начало отрочества и конец детства. Они знали друг друга до мельчайших подробностей. У них были общие привычки, своя манера перекидываться короткими остротами, своя манера отрывисто фыркать в ответ»
Сами того не замечая, Тоня и Юра влюбились друг в друга.
«…взяла на свои худенькие и слабые плечи Тоня… И он преисполнился к ней тем горячим сочувствием и робким изумлением, которое есть начало страсти»
Мать Антонины считала, что лучшей парой для неё является Юра Живаго.
«— Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и сговорила вас, — прибавила она и заплакала»
Большим ударом для Тони стала смерть горячо любимой матери, которая долгое время страдала лёгочным заболеванием.
«Они уже не застали Анну Ивановну в живых, когда с подъезда в Сивцевом сломя голову вбежали в дом. Смерть наступила за десять минут до их приезда. Ее причиной был долгий припадок удушья вследствие острого, вовремя не распознанного отека легких»
«Первые часы Тоня кричала благим матом, билась в судорогах и никого не узнавала. На другой день она притихла, терпеливо выслушивая, что ей говорили отец и Юра, но могла отвечать только кивками, потому что, едва она открывала рот, горе овладевало ею с прежнею силой и крики сами собой начинали вырываться из нее как из одержимой»
Антонина стала супругой Юрия Живаго. Вскоре после свадьбы у них родился первенец, которого назвали Александром в честь дедушки.
«Доктор Живаго… стоял в коридоре акушерского корпуса гинекологической клиники, против двери палаты, в которую поместили только что привезенную им жену Антонину Александровну»
« — Сынок. Мальчик.С благополучным разрешением от бремени, — нараспев говорила сиделка»
«Юрий Андреевич тогда уже решил назвать сына в честь тестя Александром»
«О Сашеньке и его будущем не беспокойся, — писала она»
Тоня росла в доме с прислугой, но с началом смуты в стране у нее осталась только одна помощница — няня для маленького Саши.
«Сейчас только одна новая, ты ее не знаешь, Нюша, девчонка при Сашеньке, и больше никого»
Прежняя жизнь осталась в прошлом и, чтобы выжить, Громеко были вынуждены отдать часть своего дома в аренду.
«— Ах да! Ты ведь ничего не знаешь. Мы с папой думали, думали, и часть низа отдали Сельскохозяйственной академии. А то зимой самим не отопить. Да и верх слишком поместительный»
«Выделить наверху с краю какой-нибудь угол, поселиться нам с папой, Сашенькой и Нюшей, скажем, в двух или трех комнатах, непременно сообщающихся, где-нибудь в конце этажа, и совершенно отказаться от остального дома»
Во время революционных событий в 1917-1918 гг. семья Живаго откровенно бедствовала.
«На долгий период постоянной пищей большинства стало пшено на воде и уха из селедочных головок. Туловище селедки в жареном виде шло на второе. Питались немолотою рожью и пшеницей в зерне»
«Живаго бедствовали»
«В промежутке бедствия семьи Живаго достигли крайности. Они нуждались и погибали»
Чтобы выжить, в 1918 году Живаго были вынуждены покинуть голодную Москву и отправиться на Урал, в Варыкино — родные места матери Тони.
«Он говорит, что на год, на два надо куда-нибудь уехать из больших городов, “на земле посидеть”. Я с ним советовалась насчет Крюгеровских мест. Он очень рекомендует. Чтобы можно было огород развести, и чтобы лес был под рукой»
«В апреле того же года Живаго всей семьей выехали на далекий Урал, в бывшее имение Варыкино, близ города Юрятина»
Тоне с детьми и отцом удалось вернуться в Москву, в то время Юрий считался без вести пропавшим.
«Младший из мужчин, доктор, глава семьи, без вести пропал. Ну что значит без вести! Это ведь только так говорится, что без вести, чтобы не огорчать. А по настоящему, надо полагать, умер, убит. Искали, искали его — не нашли. Тем временем другого, старшего, вытребовали на родину. Профессор он. По сельскому хозяйству. Вызов, я слышала, получил от самого правительства»
Тоня во второй раз стала мамой. Она родила девочку, которую назвали в честь бабушки Машей.
«О ваших ты знаешь. Они в Москве. Тоня родила дочку»
«Расскажи мне о Тоне. Как крестили девочку?
— Машей. В память твоей матери»
«Юра, — писала ему Антонина Александровна, — знаешь ли ты, что у нас есть дочь? Ее крестили Машей, в память мамы покойницы Марии Николаевны»
Тоня недолго прожила в Москве. Под давлением большевиков она была вынуждена эмигрировать во Францию с отцом и детьми. Ей повезло, что её с семьей не посадили за решетку или не расстреляли.
«Несколько видных общественных деятелей, профессоров из кадетской партии и правых социалистов, Мельгунова, Кизеветтера, Кускову, некоторых других, а также дядю Николая Александровича Громеко, папу и нас, как членов его семьи, высылают из России за границу»
«…надо подчиниться и благодарить Бога за такую мягкую форму изгнания в такое страшное время, могло ведь быть гораздо хуже»
«Хотя ничего не решено еще окончательно, мы, наверное, едем в Париж»
Тоня с детьми получила французское подданство и приспособилась к новой жизни в Париже. До самой кончины Юрия она писала ему письма.
«Мне опять стали писать из Парижа. Дети выросли, чувствуют себя совсем свободно среди французских сверстников. Шура кончает тамошнюю начальную школу, ecole primaire, Маня в нее поступает. Ведь я совсем не знаю своей дочери. Мне почему-то верится, что несмотря на переход во французское подданство, они скоро вернутся…»
«…я стал опять получать письма оттуда. Ото всех них, даже от детей. Теплые, ласковые. Что-то смягчилось. Может быть, у Тони какие-нибудь перемены, новый друг какой-нибудь, дай ей Бог»
Внешность
Портретная характеристика Антонины основана на том, что она является молодой, стройной и привлекательной женщиной.
«— А ты похудела. Но какая молодая и стройная!»
У Тони красивые руки.
«…обнимая большими красивыми руками…»
Во время второй беременности Антонина заметно подурнела.
«Мне кажется, Тоня в положении. Я ей об этом сказал… Лицо женщины меняется. Нельзя сказать, чтобы она подурнела. Но ее внешность, раньше всецело находившаяся под ее наблюдением, уходит из-под ее контроля… тускнеет ее лицо, грубеет кожа и начинают по другому, не так, как ей хочется, блестеть глаза…»
Черты характера и поступки
Тоня — хозяйственная, деловая и очень практичная женщина. Несмотря на то что её не готовили к тяжёлой жизни, она смогла быстро перестроиться и всеми силами стала улучшать благополучие своей семьи.
«— У меня такой план. Выделить наверху с краю какой-нибудь угол, поселиться нам с папой, Сашенькой и Нюшей, скажем, в двух или трех комнатах, непременно сообщающихся, где-нибудь в конце этажа, и совершенно отказаться от остального дома. Отгородиться, как от улицы. Одну такую железную печурку в среднюю комнату, трубку в форточку, стирку, варку пищи, обеды, прием гостей, все сюда же, чтобы оправдать топку, и, как знать, может, Бог даст, перезимуем.
— А то как же? Разумеется, перезимуем. Вне всякого сомнения. Ты это превосходно придумала. Молодчина»
«Знакомая профессорша учила Антонину Александровну печь заварной хлеб на поду комнатной голландки, частью на продажу, чтобы припеком и выручкой оправдать пользование кафельной печью, как в старые годы»
«…тем временем упорядочатся новые земельные отношения, можно будет испросить полоску под Москвой, развести огород»
«…как расторопна, сильна и неутомима Тоня, как сообразительна в подборе работ, чтобы при их смене терялось как можно меньше времени»
У Тони сильный характер. Она не собирается молча погибать под гнётом роковых обстоятельств, а готова бороться до последнего.
«А то нельзя же погибать так покорно, по-бараньи»
Тоне страшно отправляться в неизвестность, круто менять привычную жизнь в Москве, но она понимает, что только жизнь в глуши поможет им выжить.
«Мы пускаемся, зажмурив глаза, неведомо куда, не имея о месте ни малейшего представления»
«В Варыкино. Страшно. Из Москвы и вдруг в такой медвежий угол.
— Именно с этой целью. В поисках тишины. В глушь, в неизвестность»
Тоня — эмоциональная, чувствительная женщина, которая всё принимает близко к сердцу. Она даже по письмам, издалека догадывается о привязанности мужа и ревнует его.
«В этом письме, в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути»
Тоня — заботливая мать, которая старается воспитывать детей в большой любви и заботе, так же, как это было принято в её доме.
«О Сашеньке и его будущем не беспокойся, — писала она. — Тебе не придется за него стыдиться. Обещаю воспитать его в тех правилах, пример которых ты ребенком видел в нашем доме»
Тоня очень близка с мужем, и никакие трудности не способны выстроить между ними стену непонимания и отчужденности. Более того — жизненные испытания делают их связь еще сильнее.
«Мы с Тоней никогда не отдалялись друг от друга. Но этот трудовой год нас сблизил еще тесней»
Даже в сложные времена Тоня и Юра не забывают об искусстве, которое становится для них большим утешением.
«Без конца перечитываем Евгения Онегина и поэмы. Вчера был Анфим, навез подарков. Лакомимся, освещаемся. Бесконечные разговоры об искусстве»
Эмиграция становится для Тони личной трагедией, поскольку в России остаётся Юрий.
«Это — несчастие, в особенности в отсутствии тебя… Если бы ты нашелся и был тут, ты поехал бы с нами. Но где ты теперь? Я посылаю это письмо по адресу Антиповой, она передаст его тебе, если разыщет. Меня мучит неизвестность, распространят ли на тебя, как на члена нашей семьи, впоследствии, когда ты, если это суждено, найдешься, разрешение на выезд, полученное всеми нами. Мне верится, что ты жив и отыщешься»
На протяжении всей жизни Тоня сохраняет искреннюю любовь к Юрию.
«Это мне подсказывает мое любящее сердце…»
«А я люблю тебя. Ах как я люблю тебя, если бы ты только мог себе представить! Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении, облагороженное внутренним содержанием лицо, которое без этого, может быть, казалось бы некрасивым, талант и ум, как бы занявшие место начисто отсутствующей воли. Мне все это дорого, и я не знаю человека лучше тебя»
Тоне очень тяжело признавать тот факт, что муж смог охладеть к ней. Она пытается найти причину в себе и искренне не понимает, что стало поводом для развала их некогда счастливой семейной жизни.
«Все горе в том, что я люблю тебя, а ты меня не любишь. Я стараюсь найти смысл этого осуждения, истолковать его, оправдать, роюсь, копаюсь в себе, перебираю всю нашу жизнь и все, что я о себе знаю, и не вижу начала и не могу вспомнить, что я сделала и чем навлекла на себя это несчастье. Ты как‑то превратно, недобрыми глазами смотришь на меня, ты видишь меня искаженно, как в кривом зеркале»
Тоня косвенно укоряет Юрия за то, что тот изменил ей и тем самым разрушил их союз. Она признаётся, что даже если бы разлюбила мужа, то никогда бы не дала ему это понять. Для неё равнодушие равносильно убийству.
«Если бы даже ты не был так дорог мне, если бы ты не нравился мне до такой степени, все равно прискорбная истина моего холода не открылась бы мне, все равно я думала бы, что люблю тебя. Из одного страха перед тем, какое унизительное, уничтожающее наказание нелюбовь, я бессознательно остереглась бы понять, что не люблю тебя. Ни я, ни ты никогда этого бы не узнали. Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара»
У Тони благородная натура. Несмотря на измену Юрия, она не держит на него зла и от всего сердца желает ему счастья.
«Ни в чем не виню, ни одного упрека, сложи жизнь свою так, как тебе хочется, только бы тебе было хорошо»
У Тони хватило мужества великодушно отнестись к своей сопернице и увидеть в ней хорошего человека. При близком знакомстве Тоня понимает, что они с Ларисой являются полными противоположностями.
«Перед отъездом с этого страшного и такого рокового для нас Урала я довольно коротко узнала Ларису Федоровну. Спасибо ей, она была безотлучно при мне, когда мне было трудно, и помогла мне при родах. Должна искренне признать, она хороший человек…»
«…не хочу кривить душой, — полная мне противоположность. Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги»
Тоня тяжело переживает разлуку с мужем. Мысль о том, что они больше никогда не встретятся, терзает ей душу.
«Шура вырос, не взял красотой, но стал большим крепким мальчиком и при упоминании о тебе всегда горько безутешно плачет. Не могу больше. Сердце надрывается от слез. Ну прощай. Дай перекрещу тебя на всю нескончаемую разлуку, испытания, неизвестность, на весь твой долгий, долгий, темный путь»
«Прощай, надо кончать. Пришли за письмом и пора укладываться. О Юра, Юра, милый, дорогой мой, муж мой, отец детей моих, да что же это такое? Ведь мы больше никогда, никогда не увидимся. Вот я написала эти слова, уясняешь ли ты себе их значение? Понимаешь ли ты, понимаешь ли ты? Торопят, и это точно знак, что пришли за мной, чтобы вести на казнь. Юра! Юра!»
Воспитание
Антонина получила прекрасное воспитание в своей семье, и по тем же самым принципам она в дальнейшем воспитывала своих детей.
«Тебе не придется за него стыдиться. Обещаю воспитать его в тех правилах, пример которых ты ребенком видел в нашем доме»
Характеристика Антонины Живаго другими героями
Мать Антонины
Анна Ивановна прекрасно знала свою дочь и, когда она подросла, поняла, что лучшим супругом для неё станет Юра Живаго.
«— Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и сговорила вас, — прибавила она и заплакала»
Юрий Живаго
Юрий отмечает, что его жена является исключительно практичной, деловой женщиной. Несмотря на все трудности, супруги остаются по-прежнему близки.
«Мы с Тоней никогда не отдалялись друг от друга. Но этот трудовой год нас сблизил еще тесней. Я наблюдал, как расторопна, сильна и неутомима Тоня, как сообразительна в подборе работ, чтобы при их смене терялось как можно меньше времени»
Лариса
Лариса считает, что Антонина — прекрасная, необычная женщина.
«Какая она чудная у тебя, эта Тоня твоя. Боттичеллиевская. Я была при ее родах. Я с ней страшно сошлась»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Антонины Живаго вместе!
Биография
Антонина Александровна — единственная дочь четы Громеко, профессора Александра Александровича и его жены Анны Ивановны. Детство и юность Тони, как называли девочку близкие, прошли в небольшом двухэтажном особняке в центре Москвы. Семья Громеко была очень образованной, музыкальной, гостеприимной: в их доме часто организовывали вечера, где собиралась местная интеллигенция.
Другом детства Тони был сирота Юра Живаго, который воспитывался в доме Громеко. Анна Ивановна считала, что молодые люди созданы друг для друга и незадолго до своей смерти успела благословить их. Тоня и Юра полюбили друг друга и спустя время поженились. Вскоре у супругов родился первенец, которого назвали Александром в честь дедушки.
Начало семейной жизни Живаго совпало с тяжёлыми годами революции и Гражданской войны. Они были вынуждены сдавать комнаты в аренду, но всё равно едва сводили концы с концами. Чтобы пережить страшное лихолетье, супруги отправились в уральский городок Юрятин, где у семьи Громеко был свой дом.
К тому времени Юрий Живаго успел полюбить Ларису Антипову, и об этом стало известно беременной Тоне. Она не успела выяснить отношения с супругом, которого взяли в плен красные партизаны. Вернувшись домой спустя 18 месяцев, Юрий узнал, что Тоня родила девочку, которую назвали Машей в честь бабушки.
Вместе с отцом и двумя маленькими детьми Антонина была вынуждена вернуться в Москву. Будучи представителями столичной интеллигенции, они сразу оказались в опале у новой власти, которая принудительно выслала всё семейство за границу.
Так Тоня оказалась во Франции. Она до последнего надеялась, что Юрию удастся воссоединиться с семьёй, но этого так и не случилось. Тоне не суждено было больше увидеть мужа и отца своих детей, который спустя короткое время умер от сердечного приступа.
Образ Антонины Живаго
Антонина Живаго — один из ключевых женских персонажей романа, который оказал большое влияние на жизнь и судьбу главного героя, Юрия Живаго.
С юности Тоня отличалась романтичностью и утончённостью натуры. Она воспитывалась в лучших традициях интеллигентных семейств и с раннего детства была окружена большой любовью и заботой.
Тоня была начитанной, мечтательной девушкой и имела много общего со своим другом детства Юрой Живаго — будущим доктором и поэтом. Они вместе воспитывались и, когда повзрослели, незаметно для себя полюбили друг друга. Благословение матери Тони ещё больше укрепило этот союз, и молодые люди поженились. Тоня была прекрасной женой для Юрия — нежной, любящей, понимающей. Она во всём поддерживала его, и в её любви и спокойствии Живаго находил опору.
Антонина проявила незаурядную стойкость и силу духа в годы Гражданской войны. Привыкшая к богатой жизни, она быстро смогла приспособиться к новым реалиям и делала все возможное, чтобы улучшить жизнь своей семьи. Она научилась готовить, стирать и даже пилить дрова. Для неё это не было жертвой, а лишь необходимостью выжить, и потому Тоня не опускала руки, не жаловалась на несправедливость судьбы.
Большим ударом для Антонины стала новость об измене мужа. Но даже в этой сложной ситуации она пыталась понять Юрия и ни в чём его не упрекать. Благородство натуры Тоня проявила и во время знакомства со своей соперницей, Ларисой Антиповой. Она её не осуждала, но с присущим ей тонким пониманием людской природы смогла понять разницу между ними: «Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги.»
Тоня пронесла любовь к Юрию через всю жизнь. Будучи в эмиграции, она до последнего надеялась на воссоединение с супругом. Несмотря на его измену, Антонина воспитала в детях большую любовь и уважение к отцу.
Вывод
В романе «Доктор Живаго» описана трагическая история молодой семьи во времена глобальных исторических перемен. Антонина Живаго смогла с удивительной стойкостью пережить все лишения и жизненные испытания. Она потеряла любимого мужа, но не утратила себя, свою чистую душу.
Роль героини автор видит в том, чтобы показать, насколько важно уметь держать удар судьбы, противостоять всем несчастьям и при этом сохранять свои нравственные принципы. Характеристика образа героини с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, подготовить доклад или сочинение.