Одним из самых романтичных и лиричных произведений Ивана Тургенева является повесть «Ася», главной героиней которой является 17-летняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Искренняя, чувственная, не испорченная лицемерием высшего света и обладающая богатым внутренним миром, Ася стала олицетворением литературного типа, который получил название «тургеневская девушка». Автор даёт точную, развёрнутую характеристику Аси, благодаря чему можно сделать выводы не только о характере героини, но и о том, что повлияло на становление её личности.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ася.
Полное имя — Анна Николаевна.
Возраст — 17 лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — брат Гагин.
Социальное положение — крестьянка (по отцу — дворянка).
Происхождение — внебрачная дочь дворянина и горничной.
Воспитание — не смогла получить достойного воспитания.
Образование — образование, традиционное для дворянского сословия.
Внешность — невысокая, стройная, миловидная девушка с тонкими чертами лица и тёмными кудрявыми волосами.
Характер — бойкая, строптивая, смелая, прямолинейная, отважная, странная, эмоциональная, страстная, преданная, искренняя, дерзкая, своенравная, умная, чуткая, сердечная, капризная, избалованная, честолюбивая, решительная.
Положительные черты — нежная, чувствительная, чуткая, любящая, верная, умная, честная, искренняя, трогательная.
Отрицательные черты — строптивая, дерзкая, эмоционально неуравновешенная, горделивая, своенравная.
Произведение — «Ася».
Автор — Иван Сергеевич Тургенев.
Цитатная характеристика
Описание образа Аси с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героини, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Настоящее имя героини — Анна Николаевна. Асей её называет брат.
«Ася (собственное имя ее было Анна, но Гагин называл ее Асей…)»
«— Анна Николаевна, — сказал я».
Художественный портрет Аси основан на том, что она является внебрачной дочерью дворянина Николая Гагина и горничной Татьяны.
«Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны».
«…она знала, что барин ее отец…»
Ася — сестра Гагина, у них общий отец.
«…меня зовут Гагиным, а вот это моя… — он запнулся на мгновение, — моя сестра».
«…она точно мне сестра, она дочь моего отца…»
Ася жила в деревне вместе с матерью, которая наотрез отказалась выйти замуж за помещика Гагина.
«Отец мой сильно к ней привязался и после моего отъезда из деревни хотел даже жениться на ней, но она сама не согласилась быть его женой, несмотря на его просьбы… Татьяна даже не хотела переселиться к нам в дом и продолжала жить у своей сестры, вместе с Асей».
«…я узнал, однако, что до отъезда за границу она долго жила в деревне».
Ася потеряла мать, когда ей было 9 лет.
«… а на девятом году она лишилась матери».
«— Покойница Татьяна Васильевна…»
После смерти матери Ася переехала в дом своего отца, где с ней стали обращаться как с маленькой барышней.
«Как только Татьяна умерла, отец взял Асю к себе в дом. Он и прежде изъявлял желание иметь ее при себе, но Татьяна ему и в этом отказала. Представьте же себе, что должно было произойти в Асе, когда ее взяли к барину. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда ей в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку…»
Ася осталась круглой сиротой в возрасте 13 лет. После смерти отца она оказалась под присмотром старшего брата.
«И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!»
Переехав в Петербург, Ася жила и училась в одном из лучших столичных пансионов, где провела четыре года.
«Я привез ее в Петербург. Как мне ни больно было с ней расстаться, — жить с ней вместе я никак не мог; я поместил ее в один из лучших пансионов… Потом она обтерпелась и выжила в пансионе четыре года…»
После окончания пансиона Ася отправилась с братом в путешествие по Европе. На момент повествования они остановились в Германии, где и произошло её знакомство с господином Н. Н.
«Наконец ей минуло семнадцать лет; оставаться ей долее в пансионе было невозможно. Я находился в довольно большом затруднении. Вдруг мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год или на два и взять Асю с собой. Задумано — сделано; и вот мы с ней на берегах Рейна…»
«— Мы живем за городом, — продолжал Гагин, — в винограднике, в одиноком домишке, высоко».
Осознав, что господин Н.Н. не готов разделить с Асей свою жизнь, Гагин увёз сестру из Германии.
«В Кельне я напал на след Гагиных; я узнал, что они поехали в Лондон; я пустился вслед за ними; но в Лондоне все мои розыски остались тщетными».
Внешность
Портретная характеристика Аси основана на том, что она является юной девушкой. Ей всего 17 лет.
«Наконец ей минуло семнадцать лет…»
Ася — очень миловидная девушка. У неё круглое лицо, детские щёчки.
«Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками…»
У Аси большие чёрные глаза с длинными ресницами.
«…черными, светлыми глазами».
«Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело…»
«…опустила свои длинные ресницы…»
«…темные, неподвижные, почти закрытые глаза…»
У Аси чёрные кудрявые волосы.
«…ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши».
«…мы увидали темную головку Аси…»
«… лице, резво обвеянном кудрями».
Внешний вид Аси во многом зависит от её настроения. У неё изменчивое лицо, выражение которого часто меняется.
«Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты ее мне показались больше, строже, проще».
«…ее лицо опять изменилось, опять появилась на нем вызывающая, почти дерзкая усмешка».
«…черты ее приняли такое незначительное, будничное выражение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши».
Ася — невысокая, стройная девушка.
«…девушку невысокого роста…»
«Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита».
«…стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе».
«Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине…»
«…бледная, худенькая…»
Во время прогулок на природе Ася носит соломенную шляпку, тонкий кисейный шарф.
«…в соломенной шляпе, закрывавшей всю верхнюю часть ее лица».
«…закутавшись кисейным шарфом…»
Ася выбирает одежду в зависимости от настроения. Она может надеть как самое старенькое, так и самое нарядное своё платье.
«…одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках».
«На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши…»
Черты характера и поступки
Ася довольно замкнутая, стеснительная, диковатая; она тяжело идёт на контакт с незнакомыми людьми.
«Сначала она дичилась меня; но Гагин сказал ей:Источник: Глава 2
— Ася, полно ежиться! он не кусается».
«…она не походила на барышню; во всех ее движениях было что-то неспокойное: этот дичок недавно был привит, это вино еще бродило».
«…не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу, привлекала она меня…»
Чтобы побороть свою природную стеснительность, Ася пытается быть развязной, но в результате её поведение становится неестественным.
«По природе стыдливая и робкая, она досадовала на свою застенчивость и с досады насильственно старалась быть развязной и смелой, что ей не всегда удавалось».
«Уже накануне заметил я в ней что-то напряженное, не совсем естественное…»
«…но Ася, точно нарочно, как только увидела меня, расхохоталась без всякого повода и, по своей привычке, тотчас убежала… Признаюсь, мне стало очень досадно на Асю; уж и без того мне было не по себе, а тут опять этот неестественный смех, эти странные ужимки».
«…ее внутреннее беспокойство, неуменье держать себя, желание порисоваться…»
Несмотря на внешнюю независимость, Ася очень трепетно относится к чужому мнению.
«…она хоть и притворяется, что ей все нипочем, — мнением каждого дорожит…»
Ася очень подвижная, живая, она находится в непрестанном движении.
«Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову».
Поведение Аси всегда очень странно и непредсказуемо. Чтобы привлечь к себе внимание, она готова даже рисковать собой.
«Мы уже подходили к ним, как вдруг впереди нас мелькнула женская фигура, быстро перебежала по груде обломков и уселась на уступе стены, прямо над пропастью.Источник: Глава 4
— А ведь это Ася! — воскликнул Гагин, — экая сумасшедшая!»
«На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала…»
«— Полноте, — сказал мне шепотом Гагин, — не дразните ее; вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взберется».
«Она хочет удивить нас, — думал я, — к чему это? Что за детская выходка?»
Ася — странный человек, у нее «бедовая» голова.
«Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?»
« — Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, — промолвил он, — у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить».
«Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня… по тому, что я делаю».
«— Я сама не знаю иногда, что у меня в голове, — продолжала Ася с тем же задумчивым видом. — Я иногда самой себя боюсь, ей-богу».
« — Если я такая странная, я, право, не виновата, — возразила она».
«Я вам говорю, она сумасшедшая и меня с ума сведет».
«Вы не знаете Асю; она в состоянии занемочь, убежать, свиданье вам назначить…»
«Сама Ася, с ее огненной головой, с ее прошедшим, с ее воспитанием, это привлекательное, но странное существо— признаюсь, она меня пугала».
Ася любит дурачиться, чудить, шалить и не боится выглядеть смешно в глазах других.
«На возвратном пути она пуще хохотала и шалила. Она сломала длинную ветку, положила ее к себе на плечо, как ружье, повязала себе голову шарфом».
«Так лучше пойду дурачиться, — и побежала в сад».
«…так ли она будет “чудить”, как накануне…»
«…уже не позволяла себе ни одной из тех шалостей, которые так удивили меня в первые два дня нашего знакомства».
«…а она … шалит и чудит по-прежнему».
Ася любит примерять разные образы, играть новые для себя роли. Она — настоящий «хамелеон».
«…появилась только к самому обеду, одетая в лучшее свое платье, тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках. За столом она держалась очень чинно, почти чопорно, едва отведывала кушанья и пила воду из рюмки. Ей явно хотелось разыграть передо мною новую роль — роль приличной и благовоспитанной барышни».
«Ася показалась мне совершенно русской девушкой, простою девушкой, чуть не горничной… Она почти ничего не говорила, спокойно посматривала на свою работу, и черты ее приняли такое незначительное, будничное выражение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши».
«…ни тени кокетства, ни признака намеренно принятой роли я в ней не заметил; на этот раз не было возможности упрекнуть ее в неестественности.Источник: Глава 5
— А-га! — говорил Гагин, — пост и покаяние на себя наложила».
«Ася сперва все только шныряла мимо нас, потом вдруг остановилась, приникла ухом, тихонько подсела ко мне и прослушала чтение до конца. На следующий день я опять не узнал ее, пока не догадался, что ей вдруг вошло в голову: быть домовитой и степенной, как Доротея. Словом, она являлась мне полузагадочным существом».
« — Что за хамелеон эта девушка!»
Ася весьма капризна и избалованна. Развитию этих качеств очень способствовало отношение её отца и брата, которые во всём потакали ей.
«…у отца она пользовалась совершенной свободой… Он не баловал ее, то есть не нянчился с нею; но он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед ней виноватым. Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец…»
«Гагин не мешал ей: заметно было, что он привык потакать ей во всем. Он только по временам добродушно взглядывал на меня и слегка пожимал плечом, как бы желая сказать: “Она ребенок; будьте снисходительны”».
«Она у меня очень избалована, как видите, — прибавил он, помолчав немного, — да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно».
« — Экая она у меня вольница! — промолвил Гагин».
«…снова думал об этой “капризной девочке с натянутым смехом…”»
«Гагин смутился, пробормотал ей вслед, что она сумасшедшая, попросил меня извинить ее».
У Аси очень чуткая душа.
«…чуткость ее — просто страшна…»
«— О, я умею отгадывать! — продолжала она, — бывало, я по одному папашиному кашлю из другой комнаты узнавала, доволен ли он мной или нет».
Ася — очень гордая и упрямая девушка с болезненным самолюбием.
«У Аси страсть знакомиться с людьми круга низшего: я заметил: причиною этому всегда бывает гордость».
«…самолюбие развилось в ней сильно…»
«…упрямилась, глядела букой…»
Ася — сильная, целостная натура, она не способна подстраиваться под общество, быть такой, как все.
«…но никак не хотела подойти под общий уровень…»
«Словом, она продолжала идти своей дорогой…»
Ася — честный и прямолинейный человек, который считает самыми большими человеческими пороками трусость и лесть.
«”Лесть и трусость — самые дурные пороки“, — громко промолвила Ася».
«…я привыкла болтать все, что мне в голову входит. Оттого-то я и боюсь говорить».
«…меня мучит мысль, что вы меня считаете легкомысленной… Вы вперед всегда верьте тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны; а я вам всегда буду говорить правду, даю вам честное слово…»
«… к счастью, она не умеет лгать…»
«Другая умела бы все скрыть и выждать — но не она».
Ася с большой неохотой говорит о своём прошлом.
«Я несколько раз заговаривал с ней об ее жизни в России, о ее прошедшем: она неохотно отвечала на мои расспросы; я узнал, однако, что до отъезда за границу она долго жила в деревне».
«Она воображает, что вы ее презираете, что вы, вероятно, знаете, кто она; она спрашивала меня, не рассказал ли я вам ее историю…»
Для Аси сам факт её незаконного рождения и неоднозначного положения в обществе является серьезным испытанием. Она стыдится, что она — внебрачная дворянская дочь.
«…она так же скоро поняла свое ложное положение; самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею».
«Я не мог слишком винить ее: в ее положении ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться».
Асе присущ юношеский максимализм — она мечтает совершить великий подвиг, чтобы её жизнь не была бессмысленным существованием.
«— Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, — продолжала она. — А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?Источник: Глава 9
— Вы честолюбивы, — заметил я, — вы хотите прожить не даром, след за собой оставить…
— А разве это невозможно?»
Ася очень привязана к своему брату.
«— Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, нет, одного тебя я хочу любить — и навсегда.Источник: Глава 6
— Полно, Ася, успокойся, — говорил Гагин, — ты знаешь, я тебе верю».
«Правда, потом, когда она убедилась, что я точно признаю ее за сестру и полюбил ее, как сестру, она страстно ко мне привязалась…»
Ася — страстная натура, способная полностью отдаваться своим чувствам и эмоциям.
«…у ней ни одно чувство не бывает вполовину».
«Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит!»
«…представить себе не можем, как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза».
Впервые в жизни испытав сильное чувство к господину Н. Н., Ася готова полностью раствориться в своем возлюбленном, чтобы понравиться ему.
«Послушайте: моя сестра, Ася, в вас влюблена».
«С нею это в первый раз — вот что беда!».
«— Скажите мне, что я должна читать? скажите, что я должна делать? Я все буду делать, что вы мне скажете, — прибавила она, с невинной доверчивостью обратясь ко мне.Источник: Глава 11
Я не тотчас нашелся, что сказать ей.
— Ведь вам не будет скучно со мной?»
Асе присуще чувство собственного достоинства. Поняв, что её возлюбленный не готов связать с ней свою судьбу, она немедленно покидает его.
«”Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!”»
Воспитание
Из-за своего происхождения Ася не смогла получить воспитания, достойного барышни.
«…по всему было заметно, что она с детства не была в женских руках и получила воспитание странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием самого Гагина».
«…она не походила на барышню…»
«Меня перевоспитать надо, я очень дурно воспитана».
Воспитание Аси никто не занимался, после смерти матери она росла избалованным ребенком.
«Мать, пока была жива, держала ее очень строго; у отца она пользовалась совершенной свободой. Он был ее учителем; кроме него, она никого не видала. Он не баловал ее, то есть не нянчился с нею; но он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал: он в душе считал себя перед ней виноватым. Ася скоро поняла, что она главное лицо в доме, она знала, что барин ее отец».
«Молодые силы разыгрывались в ней, кровь кипела, а вблизи ни одной руки, которая бы ее направила. Полная независимость во всем! да разве легко ее вынести? Она хотела быть не хуже других барышень; она бросилась на книги. Что тут могло выйти путного? Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум уцелел».
Первым учителем Аси был её отец.
«…у отца она пользовалась совершенной свободой. Он был ее учителем…»
После смерти отца Ася поступила в пансион, где провела четыре года.
«Я привез ее в Петербург… я поместил ее в один из лучших пансионов… она обтерпелась и выжила в пансионе четыре года…»
Несмотря на пребывание в пансионе, Ася не изменила своего поведения, её воспитание оставляло желать лучшего.
«…но, против моих ожиданий, осталась почти такою же, какою была прежде».
«…но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…»
«Словом, она продолжала идти своей дорогой; только манеры ее стали лучше, хотя и в этом отношении она, кажется, не много успела».
Ася была способной ученицей и очень хорошо училась.
«Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех…»
В пансионе Ася получила хорошее образование и свободно говорила на иностранных языках.
«Она довольно хорошо говорила по-французски и по-немецки…»
Ася не владеет навыками, которые были обычными для дворянок.
«Я не умею играть на фортепьяно, не умею рисовать, я даже шью плохо. У меня нет никаких способностей, со мной должно быть очень скучно».
Характеристика Аси другими героями
Гагин
Гагин считает Асю слишком эмоциональной. Ему тяжело ужиться со своенравной и избалованной сестрой.
«— А ведь это Ася! — воскликнул Гагин, — экая сумасшедшая!»
«— Полноте, — сказал мне шепотом Гагин, — не дразните ее; вы ее не знаете: она, пожалуй, еще на башню взберется».
«Гагин не мешал ей: заметно было, что он привык потакать ей во всем. Он только по временам добродушно взглядывал на меня и слегка пожимал плечом, как бы желая сказать: “Она ребенок; будьте снисходительны“».
« — Экая она у меня вольница! — промолвил Гагин».
«Я вам говорю, она сумасшедшая и меня с ума сведет».
Гагин понимает, что Ася очень странная, у неё «бедовая» голова.
«Не правда ли, она должна казаться вам немного странной?»
«… у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с ней ладить».
Гагин знает, что Ася — очень искренний и правдивый человек.
«…к счастью, она не умеет лгать — и доверяет мне».
Подробная характеристика Гагина.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Аси вместе!
Биография
Ася (настоящее имя Анна) — внебрачная дочь дворянина Николая Гагина и горничной Татьяны Васильевны. Спустя несколько лет после смерти любимой жены Гагин сошёлся с горничной своей покойной супруги, и у них родилась дочь. Гагин хотел жениться на Татьяне, но та наотрез отказалась, чтобы не позорить имя барина. Вместе с Асей она жила в доме своей сестры и строго воспитывала дочь.
Асе было 9 лет, когда умерла её мать. Гагин тут же забрал к себе дочь и стал в одиночку растить её. Он давал ей много свободы, часто баловал. Спустя несколько лет старый помещик скончался, но перед смертью попросил своего сына не бросать сестру. Так 13-летняя Ася осталась на попечении своего старшего брата, 20-летнего гвардейца Гагина.
Гагин привез Асю в Петербург, где устроил в один из лучших пансионов. Ася прекрасно училась, но так и не смогла приобрести утончённые светские манеры. Из-за своего происхождения она не могла общаться на равных с другими барышнями, часто становилась жертвой их насмешек и язвительных замечаний.
Когда Асе исполнилось 17 лет, она уже не могла оставаться в пансионе, и Гагин принял решение уйти в отставку и вместе с сестрой путешествовать по Европе. Они отправились в Германию и поселились в небольшом домике на берегу Рейна.
Здесь произошло знакомство Аси с господином Н. Н. — молодым русским дворянином, который также путешествовал по Европе. Ася страстно влюбилась в молодого человека и откровенно рассказала ему о своих чувствах. Однако господин Н. Н. не был готов связать свою судьбу со странной, ни на кого не похожей девушкой, у которой к тому же было сомнительное происхождение. Поняв это, Ася с братом тут же покинули Германию и навсегда исчезли из жизни господина Н. Н.
Образ Аси
Ася представляет собой сложный женский образ, сотканный из противоречий и парадоксов. И этому можно дать простое объяснение — незаконнорождённая дочь дворянина и крепостной крестьянки, но при этом дочь признанная и горячо любимая, она чувствовала всю нестабильность и двусмысленность своего положения в обществе и потому просто не знала, как правильно себя вести.
Робкая и нежная от природы, она надела на себя защитный панцирь из развязности и отчаянной смелости, граничащей с дерзостью. Только так эта хрупкая девушка видела возможность противостоять этому холодному и равнодушному обществу, которое высокомерно и презрительно относилось к её сомнительному происхождению.
Ася обладала на редкость цельной, прямолинейной натурой. Она не терпела лжи, фальши, лицемерия и вследствие этого просто не могла вписаться в те правила поведения, которые были установлены в светском обществе. Это была живая, трепещущая душа, открытая миру, чувствам, эмоциям.
У Аси было очень чуткое сердце, она с легкостью «считывала» настроение собеседника, улавливала его малейшие перемены. Она не могла и не хотела скрывать свои чувства, которые всегда были оголены, открыты напоказ, и часто именно по этой причине Ася казалась странной девушкой — она резко контрастировала с благовоспитанными барышнями, привыкшими скрывать свои истинные чувства.
Ася — страстная натура, она не способна чувствовать наполовину. Когда она впервые в жизни влюбляется в господина Н. Н., её чувства можно сравнить с извержением вулкана. Её сильная, чистая, искренняя любовь была видна в каждом жесте, в каждом взгляде её прекрасных глаз. Не в силах скрывать свои чувства, Ася первой открылась своему возлюбленному. Она готова была пойти за ним на край света, однако сразу поняла, что Н. Н. не готов к этому.
Несмотря на сильное чувство, Ася не была готова терпеть подобное унижение и умолять о взаимности. Гордая и решительная, она решила немедленно исчезнуть из жизни господина Н. Н., вычеркнуть его из своего сердца. Она смогла понять, что трусливый и расчётливый человек не достоин её нежности, пылкости и преданности.
5 фактов об Асе
- Замысел повести родился у И. С. Тургенева в 1857 году в немецком городке Зинциг, где в окне небольшого домика на первом этаже он увидел старуху, а на втором — юную прекрасную девушку. Силой своего воображения писатель стал придумывать жизненные истории увиденных им женщин, которые в итоге превратились в полноценную повесть.
- Существует несколько версий того, кто мог послужить прототипом главной героини. По одной из них, это была Ася или Анна — внебрачная дочь дяди и опекуна писателя, Николая Николаевича Тургенева, которая воспитывалась в доме Тургеневых.
- Прототипом Аси могла послужить Варвара Житова — сводная сестра И. С. Тургенева, также родившаяся вне брака.
- И, наконец, Тургенев мог писать образ Аси с собственной незаконнорождённой дочери Полины Брюэр, которая во время работы над повестью страдала от неразделённой любви.
- Литературные критики часто сравнивают яркий, самобытный образ Аси с Миньоной из романа Гёте и Наташей Ростовой.
Вывод
В повести И. С. Тургенева «Ася» описан один из самых интересных женских образов в русской литературе. Впервые испытав сильное, прекрасное, искреннее чувство, Ася тут же познала не менее сильное разочарование: её возлюбленный оказался недостойным её любви.
По мнению автора, роль героини заключается в том, чтобы показать, что не нужно скрывать свои истинные переживания, ведь только благодаря им можно почувствовать всю красоту и глубину этой жизни. Характеристика Аси с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 8 классе, кратко написать доклад или сочинение.