Одним из героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является автор — рассказчик, от лица которого ведется повествование. Он незримо присутствует на протяжении всего произведения, давая личные характеристики героев, поясняя важные моменты, описывая быт и нравы того времени. Характеристика автора во многом позволяет лучше понять не только образ главного героя, Евгения Онегина, но и то окружение, в котором прошли его юношеские и более зрелые годы, сформировалась сложная и противоречивая натура.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.
Полное имя — не указано.
Возраст — 30 лет.
Род занятий — поэт.
Семья — не указано.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств.
Внешность — не указано.
Характер — романтичный, эмоциональный, любвеобильный и наивный в юности, мудрый и рассудительный в зрелом возрасте.
Положительные черты — доверчивый, романтический, верит в возвышенные идеалы.
Отрицательные черты — любвеобильный, легкомысленный.
Произведение — «Евгений Онегин».
Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет автора основан на том, что он является близким приятелем Евгения Онегина и хорошо знает его образ жизни, характер, мотивы поступков.
«Онегин, добрый мой приятель…»
Автор имеет много схожего с Онегиным. Оба они отвернулись от светского общества, оба были разочарованы в любви и людях. Однако при этом автор подчёркивает различие между ним и Онегиным.
«Условий света свергнув бремя,Источник: Глава первая, строфа 45
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время…
…Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней».
«Всегда я рад заметить разностьИсточник: Глава первая, строфа 56
Между Онегиным и мной…»
Портретная характеристика автора основана на том, что он является представителем писательской братии.
«…Хотел писать — но труд упорныйИсточник: Глава первая, строфа 43
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу».
«Замечу кстати: все поэты —Источник: Глава первая, строфа 57
Любви мечтательной друзья.
Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила…»
«И нашей братье рифмачам…»
Автор живёт в деревне, но какой-то отрезок жизни провёл в Петербурге.
«Я наслаждаюсь дуновеньемИсточник: Глава седьмая, строфа 2
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!»
«Онегин, добрый мой приятель,Источник: Глава первая, строфа 2
Родился на брегах Невы…
…Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня…»
Автор очень привязан к Москве и скучает по этому городу, с которым у него связано так много воспоминаний.
«Как часто в горестной разлуке,Источник: Глава седьмая, строфа 36
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!»
Внешность
На момент повествования возраст автора около тридцати лет.
«…Ужель мне скоро тридцать лет?» (Глава шестая, строфа 44)
Черты характера и поступки
В юности автор очень любил балы, на которых он не раз признавался в любви. Но со временем его любовный пыл потух.
«Во дни веселий и желанийИсточник: Глава первая, строфа 29
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма…»
«…Я это потому пишу,Источник: Глава первая, строфа 29
Что уж давно я не грешу».
Автор признаёт, что много сил и времени отдал легкомысленным забавам. В этом его сходство с Онегиным.
«Увы, на разные забавыИсточник: Глава первая, строфа 30
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил…»
Автор — страстная натура, с лёгкостью способная увлечься красивой женщиной.
«Люблю я бешеную младость,Источник: Глава первая, строфа 30
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки…»
Автор — большой ценитель красивых женских ножек.
«Дианы грудь, ланиты ФлорыИсточник: Глава первая, строфа 32
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня…»
Автор часто упоминает прекрасную женщину, в которую он был страстно влюблён в юности.
«Ах! долго я забыть не могИсточник: Глава первая, строфа 30
Две ножки… Грустный, охладелый,
Я всё их помню, и во сне
Они тревожат сердце мне».
«Когда ж и где, в какой пустыне,Источник: Глава первая, строфа 31
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?»
«Мне памятно другое время!Источник: Глава первая, строфа 34
В заветных иногда мечтах
Держу я счастливое стремя…
И ножку чувствую в руках;
Опять кипит воображенье,
Опять её прикосновенье
Зажгло в увядшем сердце кровь,
Опять тоска, опять любовь!..»
Автор имеет печальный любовный опыт. Возможно, его отвергла ветреная возлюбленная, которую он никак не может забыть.
«Но полно прославлять надменныхИсточник: Глава первая, строфа 34
Болтливой лирою своей;
Они не стоят ни страстей,
Ни песен, ими вдохновенных:
Слова и взор волшебниц сих
Обманчивы… как ножки их».
«…Вздыхать о сумрачной России,Источник: Глава первая, строфа 50
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил».
«Я вспомню речи неги страстной,Источник: Глава третья, строфа 14
Слова тоскующей любви,
Которые в минувши дни
У ног любовницы прекрасной
Мне приходили на язык,
От коих я теперь отвык».
Автор жалуется, что дамы высшего света стали слишком образованны и потому скучны: в них уж нет былой лёгкости и очарования. Куда больше его привлекают женственные кокетки.
«И правда то, что в наши летаИсточник: Глава первая, строфа 42
Довольно скучен высший тон;
Хоть, может быть, иная дама
Толкует Сея и Бентама,
Но вообще их разговор
Несносный, хоть невинный вздор;
К тому ж они так непорочны,
Так величавы, так умны,
Так благочестия полны,
Так осмотрительны, так точны,
Так неприступны для мужчин,
Что вид их уж рождает сплин…»
Автор — человек деликатный, тонкий, ему непривычен язвительный тон Онегина.
«Сперва Онегина языкИсточник: Глава первая, строфа 46
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм».
Будучи сентиментальным романтиком, автор высоко ценит красоту природы, восторгается спокойной, неторопливой жизнью в деревне.
«Цветы, любовь, деревня, праздность,Источник: Глава первая, строфа 56
Поля! я предан вам душой…»
«Я был рождён для жизни мирной,Источник: Глава первая, строфа 55
Для деревенской тишины…»
Автор жалеет о том, что забросил поэзию, когда был сильно влюблён, поскольку шедевры рождаются только в минуты сильных душевных переживаний.
«Любви безумную тревогуИсточник: Глава первая, строфа 58
Я безотрадно испытал.
Блажен, кто с нею сочетал
Горячку рифм: он тем удвоил
Поэзии священный бред…
…Но я, любя, был глуп и нем».
Автор начинает писать лишь после того, как в его душе улеглись былые страсти.
«Прошла любовь, явилась муза,Источник: Глава первая, строфа 59
И прояснился тёмный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум;
Пишу, и сердце не тоскует…»
Автор строг и самокритичен. Во время написания произведения он не строит никаких иллюзий: он внутренне готов к самой жёсткой критике, но принципиально ничего не хочет менять в сюжете.
«…Пересмотрел всё это строго:Источник: Глава первая, строфа 60
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам:
Иди же к невским берегам,
Новорождённое творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!»
Писательский труд для автора имеет большое значение. Так он хочет оставить хоть небольшой след после себя.
«…Без неприметного следаИсточник: Глава вторая, строфа 39
Мне было б грустно мир оставить.
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук».
Став старше и мудрее, автор философски относится к жизни, к мимолётным радостям и горестям.
«Покамест упивайтесь ею,Источник: Глава вторая, строфа 39
Сей лёгкой жизнию, друзья!
Её ничтожность разумею
И мало к ней привязан я…»
Автор — большой ценитель русского языка, который любит его во всём его удивительном разнообразии и самобытности. С огорчением он говорит о том, что Татьяна, как и все дамы высшего света, плохо владеет родным языком и предпочитает общаться на французском.
«Как уст румяных без улыбки,Источник: Глава третья, строфа 28
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю….»
«Итак, писала по-французски…Источник: Глава третья, строфа 26
Что делать! повторяю вновь:
Доныне дамская любовь
Не изьяснялася по-русски,
Доныне гордый наш язык
К почтовой прозе не привык».
Автор глубоко разочарован в дружбе и считает, что любить и доверять можно только самому себе.
«Кого ж любить? Кому же верить?Источник: Глава четвёртая, строфа 22
Кто не изменит нам один?..
…Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его».
Автор питает слабость к хорошему вину, способному бодрить его воображение.
«Вдовы Клико или Моэта…Источник: Глава четвёртая, строфа 45
…Меня пленяло: за него
Последний бедный лепт, бывало,
Давал я. Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало,
А сколько шуток и стихов,
И споров, и весёлых снов!»
Автор с большой нежностью и любовью относится к главной героине, Татьяне Лариной, и главному герою, Евгению Онегину.
«Простите мне: я так люблюИсточник: Глава четвёртая, строфа 24
Татьяну милую мою!»
«… Хоть я сердечноИсточник: Глава шестая, строфа 43
Люблю героя моего…»
Тридцатилетний автор опечален оттого, что его юность ушла безвозвратно и былая свежесть и ясность никогда более не повторятся в его жизни. Однако он готов перевернуть новую страницу своей жизни и идти дальше.
«Мечты, мечты! где ваша сладость?Источник: Глава шестая, строфа 44
Где, вечная к ней рифма, младость?..
…Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?»
«Так, полдень мой настал, и нужноИсточник: Глава шестая, строфа 45
Мне в том сознаться, вижу я.
Но так и быть: простимся дружно,
О юность лёгкая моя!
Благодарю за наслажденья,
За грусть, за милые мученья,
За шум, за бури, за пиры,
За все, за все твои дары…
…Довольно! С ясною душою
Пускаюсь ныне в новый путь
От жизни прошлой отдохнуть».
Воспитание
Автор признаётся, что, как и все его ровесники-дворяне, получил весьма поверхностное образование, которое, впрочем, высоко ценилось в свете.
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть». (Глава первая, строфа 5)
Автор получил образование в лицее, где впервые почувствовал тягу к поэзии.
«В те дни, когда в садах ЛицеяИсточник: Глава восьмая, строфа 1
Я безмятежно расцветал…
…Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И сердца трепетные сны».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику автора «Евгения Онегина» вместе!
Биография
Автор так же, как и Онегин, является дворянином и принадлежит к светской молодёжи 20-х годов XIX века. Образование получил в лицее, где впервые стал писать стихи. Увлечение поэзией переросло в дело всей жизни.
В юности автор был увлекающимся, страстным, легкомысленным человеком. Он очень любил балы, на которых без удержу флиртовал с дамами. Некая светская красавица смогла настолько сильно покорить сердце влюбчивого поэта, что тот ещё долгое время после расставания с ней не мог позабыть прекрасный образ.
К тридцати годам автор успел разочароваться в светской жизни, пересмотреть свои ценности. В этот период судьба свела его с Онегиным, чей жизненный путь был во многом схож с жизнью автора. Они подружились. Вместе друзья собирались отправиться в дальние странствия, однако болезнь дяди Онегина разлучила их. Лишь спустя время они встретились вновь, и Евгений поведал автору о своей трагической любовной истории.
Образ автора
Образ автора в романе «Евгений Онегин» уникален. Это не просто отстранённый повествователь, а полноценный герой, который в дружеской манере описывает персонажей, их взаимоотношения, даёт советы, делится философскими размышлениями.
Портрет автора не раскрыт: это человек-невидимка, у которого нет ни имени, ни внешности. Известно лишь, что на момент повествования ему исполнилось тридцать лет. Однако по некоторым признакам становится понятно, что этот образ имеет очень много общего с самим А. С. Пушкиным. На это указывают сходства в биографии (учёба в лицее, страсть к поэзии, жизнь в Петербурге, а затем — в деревне и пр.) и жизненных взглядах.
В философских отступлениях автор выступает как умудрённый жизнью человек, немало познавший на своём веку: любовь, предательство, разочарование. Однако несмотря на свой печальный опыт, он не перестаёт любить этот мир, людей, видеть в них прекрасное начало.
Автор, в свойственной ему ироничной манере, высмеивает то, что чуждо его натуре: лицемерие, разврат, пошлость, меркантильность. Будучи от природы светлым, жизнерадостным человеком, он воспевает любовь и красоту, призывает читателя наслаждаться каждым мигом.
Вывод
Образ автора в романе «Евгений Онегин» имеет большое значение для раскрытия образов главных героев. Его отношение к Евгению и Татьяне позволяет лучше понять их характеры, мотивы поступков. Благодаря его комментариям, пояснениям и оценочным суждениям сюжет произведения выглядит максимально полным и понятным.
Роль героя заключается также в том, чтобы продемонстрировать особенности описываемой эпохи, условия, в которых происходило становление личностей героев. Цитатная характеристика автора позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонажа, написать сочинение или доклад на заданную тему.