В повести И. С. Тургенева «Ася» молодой дворянин Гагин играет второстепенную, но при этом важную роль. Будучи братом главной героини, Аси, он рассказывает историю её жизни, помогает лучше понять её сложный и непредсказуемый характер, мотивы поведения. По задумке автора, образ Гагина является отражением русского дворянства — интеллигентного, умного, нравственного, но при этом ленивого и глубоко инфантильного. Обладая многими достоинствами, Гагин способен быть лишь сторонним наблюдателем в жизни.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ася.
Полное имя — не указано, фамилия Гагин.
Возраст — не указан, молодой человек.
Род занятий — без определенного рода деятельности, художник-дилетант.
Семья — сестра Ася.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — домашнее образование, затем — юнкерская школа.
Внешность — привлекательный молодой человек с большими глазами, волнистыми волосами и мягкой улыбкой.
Характер — добрый, отзывчивый, вежливый, творческий, чуткий, ленивый, слабовольный, нравственный, порядочный, инфантильный, бездеятельный.
Положительные черты —.умный, тонкий, чуткий, вежливый, деликатный, творческий, нравственный.
Отрицательные черты — ленивый, бездеятельный, инфантильный, безынициативный.
Произведение — «Ася».
Автор — Иван Сергеевич Тургенев.
Цитатная характеристика
Описание образа Гагина с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героя, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет героя основан на том, что он является единственным сыном и законным наследником помещика Николая Гагина.
«…меня зовут Гагиным…»
Мать Гагина рано умерла, и до 12 лет воспитанием мальчика занимался отец.
«…жена его, моя мать, умерла очень скоро; я остался после нее шести месяцев. Отец увез меня в деревню и целые двенадцать лет не выезжал никуда. Он сам занимался моим воспитанием и никогда бы со мной не расстался…»
Жизнь в деревне с отцом была серой и безрадостной для мальчика.
«…мальчику моих лет вредно жить в совершенном уединении, что с таким вечно унылым и молчаливым наставником, каков был мой отец, я непременно отстану от моих сверстников, да и самый нрав мой легко может испортиться».
«…наше темное и невеселое гнездо».
Благодаря вмешательству родного дяди 12-летний Гагин переехал в Петербург, где поступил в юнкерскую школу, а затем перешел в гвардейский полк.
«Дядя этот жил постоянно в Петербурге и занимал довольно важное место. Он уговорил отца отдать меня к нему на руки…»
«Я поступил в юнкерскую школу, а из школы перешел в гвардейский полк».
У Гагина есть сестра Анна, внебрачная дочь его отца и горничной Татьяны. Гагин ласково называет сестру Асей.
«- Анна Николаевна, Ася, — твердил я…»
«…а вот это моя… — он запнулся на мгновение, — моя сестра».
«…она точно мне сестра, она дочь моего отца…»
«Ася была дочь моего отца и бывшей горничной моей матери, Татьяны».
После смерти отца Гагин становится опекуном Аси.
«- Вот, — сказал мне с усилием отец, — завещаю тебе мою дочь — твою сестру».
«И вот я, двадцатилетний малый, очутился с тринадцатилетней девочкой на руках!»
Чувствуя на себе ответственность на судьбу сестры, Гагин уходит в отставку и вместе с Асей уезжает в Европу.
«Наконец ей минуло семнадцать лет; оставаться ей долее в пансионе было невозможно. Я находился в довольно большом затруднении. Вдруг мне пришла благая мысль: выйти в отставку, поехать за границу на год или на два и взять Асю с собой. Задумано — сделано…»
«Я узнал, что Гагин, путешествуя, так же как и я, для своего удовольствия, неделю тому назад заехал в городок Л., да и застрял в нем».
Будучи единственным наследником, Гагин получил большое состояние, которое позволяло ему вести тот образ жизни, который ему нравится.
«…владея порядочным состоянием и ни от кого не завися…»
Не обладая большим талантом и академическими знаниями, Гагин, все же, решает посвятить себя живописи.
«Гагин рассказал мне свои планы на будущее… он хотел посвятить себя живописи и только сожалел о том, что поздно хватился за ум и много времени потратил по-пустому».
«…и вот мы с ней на берегах Рейна, где я стараюсь заниматься живописью…»
Внешность
Портретная характеристика Гагина основана на том, что он является молодым привлекательным человеком.
«Взор мой упал на красивого молодого человека…»
У Гагина очень приятное, располагающее к себе лицо.
«Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое…»
«…глядя на его мягкие черты…»
У Гагина мягкие волнистые волосы.
«…и мягкими курчавыми волосами».
«Со своими курчавыми блестящими волосами…»
У Гагина большие глаза.
«…с большими мягкими глазами…»
Голос и манера говорить Гагина очень приятны.
«Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается».
«…слушая его неспешную речь…»
У Гагина мягкая, приятная улыбка.
«И Гагин опять улыбнулся своей тихой улыбкой».
Своей одеждой Гагин подражает французским художникам, которые демонстрировали пренебрежение к материальным благам.
«Он надел круглую шляпу a la Van Dyck, блузу».
«Взор мой упал на красивого молодого человека в фуражке и широкой куртке».
Черты характера и поступки
У Гагина очень чуткая душа, он способен тонко чувствовать прекрасное.
«Заметили ли вы, — прибавил он, обратясь ко мне, — вблизи иной вальс никуда не годится — пошлые, грубые звуки, — а в отдаленье, — чудо! так и шевелит в вас все романтические струны».
«…я вас раненько потревожил, но посмотрите, какое утро. Свежесть, роса, жаворонки поют…»
Гагин — вежливый, прекрасно воспитанный человек.
«Вздохнувши вслед за мной два раза из вежливости, Гагин…»
Гагин — увлекающаяся натура. Он решает посвятить себя живописи, но у него не хватает терпения и целеустремлённости много работать и довести начатое дело до конца.
«Гагин предложил мне пойти к нему посмотреть его этюды… но ни один из них не был окончен, и рисунок показался мне небрежен и неверен».
«Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом; землю, кажется, сдвинул бы с места — а в исполнении тотчас слабеешь и устаешь».
«Быть художником… Без горького, постоянного труда не бывает художников… а трудиться, думал я, глядя на его мягкие черты, слушая его неспешную речь — нет!»
Иногда у Гагина появлялись приступы творческого вдохновения и работоспособности, но они очень быстро исчезали.
«Гагин находился в том особенном состоянии художнического жара и ярости, которое, в виде припадка, внезапно овладевает дилетантами, когда они вообразят, что им удалось, как они выражаются, “поймать природу за хвост”».
Гагин весьма самокритичен и прекрасно понимает свои слабые стороны.
«…все это очень плохо и незрело, что делать! Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берет свое».
«Коли хватит терпенья, из меня выйдет что-нибудь, — промолвил он сквозь зубы, — не хватит, останусь недорослем из дворян».
Гагин — простой, честный, мягкий человек, способный к себе располагать.
«Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая…»
«Мне показалось постыдным не отвечать откровенностью на его честную откровенность».
«Он был очень мил и умен…»
«…не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему».
Гагин — уравновешенный и благоразумный человек.
«Уверяю вас, мы с вами, благоразумные люди».
Милого и доброго Гагина портила лишь природная вялость и лень.
«Это была прямо русская душа… к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара».
«Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом».
«…так и веяло мягким, полуизнеженным, великорусским дворянином».
Гагин способен много и красиво говорить, рассуждать на отвлечённые темы. Такие разговоры он всегда предпочитает активным действиям.
«Гагин, наконец, решил, что он “сегодня не в ударе”, лег рядом со мной, и уж тут свободно потекли молодые наши речи, то горячие, то задумчивые, то восторженные, но почти всегда неясные речи, в которых так охотно разливается русский человек».
Гагин был очень привязан к своему отцу и тяжело пережил его смерть
«Я плакал, расставаясь с отцом; я любил его, хотя никогда не видел улыбки на лице его…»
«Представьте же мой ужас: вдруг я, ничего не подозревавший, получаю от приказчика письмо, в котором он меня извещает о смертельной болезни моего отца и умоляет приехать как можно скорее, если хочу проститься с ним. Я поскакал сломя голову и застал отца в живых, но уже при последнем издыхании».
После смерти отца единственным близким человеком для Гагина стала его сестра Ася, к которой он привязан всем сердцем.
«…она убедилась, что я точно признаю её за сестру и полюбил её, как сестру».
«Как мне ни больно было с ней расстаться…»
Будучи мягким, добрым и слабовольным человеком, Гагин привык во всем потакать своей сестре Асе.
«Гагин не мешал ей: заметно было, что он привык потакать ей во всем».
«Она у меня очень избалована, как видите, — прибавил он, помолчав немного, — да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно».
«…но с нею мне беда. Порох она настоящий… Я иногда не знаю, как с ней быть».
«… у меня сердце не на месте. Она меня уморит, ей-богу… Пойдемте искать её».
Гагин очень привязан к своей сестре и переживает за её будущее. Только ради неё он готов позабыть о своей природной скромности и отважиться на прямой разговор с господином Н. Н.
«Может быть… как знать? — вам сестра моя нравится? Если так, с какой стати я увезу её? Я вот и решился, отбросив в сторону всякий стыд… Притом же я сам кое-что заметил… Я решился… узнать от вас… — Бедный Гагин смутился. — Извините меня, пожалуйста, — прибавил он, — я не привык к таким передрягам».
Воспитание
До 12 лет воспитанием Гагина занимался его отец.
«Отец увез меня в деревню и целые двенадцать лет не выезжал никуда. Он сам занимался моим воспитанием…»
В возрасте 12 лет Гагин переехал в Петербург, где поступил в юнкерскую школу.
«Я поступил в юнкерскую школу, а из школы перешел в гвардейский полк».
Гагин получил прекрасное, разностороннее образование и воспитание, которое было традиционным для дворянства. Он умел играть на фортепиано, отлично рисовал.
«Я попрошу брата сыграть нам вальс…»
«…он хотел посвятить себя живописи и только сожалел о том, что поздно хватился за ум и много времени потратил по-пустому».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Гагина вместе!
Биография
Гагин — молодой потомственный дворянин. Его мать умерла, когда мальчику было всего шесть месяцев, и отец вместе с крошечным сыном переехал в деревню, чтобы самостоятельно растить и воспитывать его.
Гагин-старший был очень привязан к сыну, всячески заботился о нём, но из-за уединённого образа жизни мальчик был полностью отрезан от общества. Когда герою исполнилось 12 лет, он переехал в Петербург, где жил его родной дядя, богатый и влиятельный человек. Здесь он поступил в юнкерскую школу, а после её окончания перешёл в гвардейский полк.
Гагин каждое лето навещал отца в деревне и однажды заметил в усадьбе 10-летнюю девочку по имени Ася. Отец объяснил, что эту девочку он решил взять на «прокормление».
Последующие несколько лет Гагин не мог навестить отца и приехал в деревню, лишь когда узнал о его смертельной болезни. Юноша успел застать отца в живых, и тот объяснил сыну, что Ася — его внебрачная дочь от горничной Татьяны. Перед смертью старый помещик попросил сына присматривать за сестрой.
Так на руках 20-летнего Гагина осталась 13-летняя девочка. Недолго думая, он перевез её в Петербург, где устроил в один из самых лучших пансионов. По его окончании 17-летняя Ася оказалась не у дел, и Гагин решил уйти в отставку и отправиться с сестрой в путешествие по Европе.
В Германии Гагин познакомился с молодым русским дворянином, господином Н. Н., который стал объектом страстной любви Аси. Гагин был вынужден рассказать приятелю историю происхождения своей сестры, и, когда Ася призналась господину Н. Н. в своих чувствах, тот не смог ответить ей взаимностью. Переживая за душевное состояние сестры, Гагин поспешил с ней покинуть Германию.
Образ Гагина
С самого начала Гагин производит самое благоприятное впечатление. Это прекрасно воспитанный, открытый и дружелюбный человек, очень приятный в общении. Он всесторонне развит, может поддержать разговор на любую тему. Благодаря тактичности и деликатности Гагина собеседники в его обществе чувствуют себя очень комфортно.
Автор описывает Гагина как человека с настоящей русской душой — щедрой, отзывчивой, доброй. Но при этом Гагин обладает и рядом недостатков, которые не дают в полной мере развиться его талантам и способностям. Так, Гагин весьма ленив и нерешителен. Он не способен идти до конца, чтобы добиться поставленной цели. В результате многие его начинания оказываются незавершенными, брошенными на полпути.
У Гагина нет силы воли, внутреннего стержня. Он очень любит свою сестру Асю, заботится о ней, однако у него не хватает ни внутренних сил, ни желания, чтобы грамотно направлять бьющую через край энергию сестры в нужное русло. Он видит, что Ася нуждается в правильном воспитании, чутком наставнике, но Гагин не способен взять на себя эти обязанности. Гораздо проще и привычнее ему играть роль стороннего наблюдателя и просто плыть по течению.
Гагин — глубоко порядочный, честный человек, и наделяет такими качествами всех окружающих. Это прекрасный друг и брат, его морально-нравственные качества безукоризненны. Однако лень и излишняя мягкость не дают ему стать истинным хозяином собственной судьбы.
Вывод
В повести И. С. Тургенева «Ася» Гагин представляет образ заботливого, доброго и чуткого брата, способного подарить Асе много любви и нежности. Для него значимы семейные узы, и ради них он готов многим пожертвовать.
Роль героя заключается в том, чтобы показать, в каких условиях формировалась личность Аси, её жизненные ценности, понимание своего места в обществе. Характеристика Гагина с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, выписать реплики, написать доклад или сочинение.