Характеристика Ленского в романе “Евгений Онегин” даётся не так развёрнуто, как у главного героя, но достаточно, чтобы понять натуру юного поэта. Он является противовесом холодного аристократа Онегина, оттеняя его образ, Владимир слишком напоминает ангела, чтобы жить в реальном мире.
У нас появилась новая характеристика Ленского.
Самый безобидный персонаж
Ленский, пожалуй, самый безобидный герой в романе Пушкина: он чист душой, не делает никому ничего дурного, даже мысли Владимира просты и по-детски наивны. Он будто ребёнок, который живёт в волшебной сказке: верит в то, что люди способны отдать жизнь ради дружбы, в его мире нет предательства и измен, он не видит в людях пороков – они впечатляют и восхищают поэта. Ольга Ларина – милая девушка с заурядной внешностью и таким же умом кажется Владимиру воплощением всех мыслимых достоинств. Он наслаждается её обществом, грезит о их будущем и строит “западный” образец общения с деревенской простушкой.
Красавец в полном цвете лет
Владимир красив, молод, богат, его образование – нечто невиданное в глубинке, где предстоит жить молодому помещику. Внешность – причёска и манеры Ленского – придают образу поэта вольнодумство, романтичность и загадочность. Он не похож на типичного представителя золотой молодёжи – наряды и модные стрижки с короткими волосами – у Владимира иной стиль и совершенно отличный взгляд на жизнь. В любом имении ему рады, так как юноша считается “завидным женихом”, “полурусским” помещиком. Речь персонажа восторженна, горяча, эмоциональна. Он очень открытый и душевный человек, его порядочность и скромность не позволяют юноше видеть в людях их настоящее “лицо”.
Характер Ленского мягкий, терпимый, он прост и понятен, как те романы, которые читает. Злость, обида и лицемерие – ещё не знакомы юноше, это фантастические явления, которые известны восемнадцатилетнему парню только из литературы.Дружба и трагический конец
Окунувшись с головой в дружбу с Онегиным, Ленский не анализирует их отношения, не видит опасности в том, что в его мирок, знакомый с детства, попал новый и, по сути, чужой человек. Евгений ничего не делает для того, чтобы сблизиться с другом: не делится воспоминаниями из детства, жизненным опытом, не предостерегает друга от ошибок, не рассказывает о своей “прошлой жизни”. Онегину также ничего не известно о жизни Ленского, да и навряд ли ему интересно что-то о другом человеке. Онегин любит себя, и кроме собственной персоны его ничего не интересует. Именно отсутствие настоящей привязанности, уважения к личному пространству и незнание истинной натуры друга приводит Ленского к гибели. Если бы он имел понятие о том, каков Онегин в отношениях с друзьями, какие ценности считает неприкосновенными (любовь и верность – для Онегина пустой звук), он бы не допустил его в свою личную жизнь, не познакомил с невестой и семьёй Лариных. В конце концов Владимир погибает глупой, бессмысленной смертью, он не видит иного пути, как погибнуть, чтобы спасти свою честь и доказать нечто миру и окружающим. Все, кроме самого юноши понимают, что Онегин – не соперник ему, он просто жестоко, неудачно пошутил. Общественное мнение ставится Онегиным выше привязанности к безобидному юноше, цена этого выбора – смерть Ленского.
Образ “срабатывает” именно в конце своего существования, он открывает глаза главному герою на человеческие ценности, на то, что значит настоящая дружба. Только после смерти Владимира Онегин понимает, как ужасно он поступил, и как важна была эта простая привязанность для него самого.