Главной героиней в рассказе В. Распутина «Уроки французского» является молодая учительница французского языка Лидия Михайловна. Только благодаря её неравнодушию и доброму сердцу способный ученик из бедной семьи смог подтянуть свои знания по предмету и почувствовать поддержку вдали от родных. Характеристика Лидии Михайловны наиболее полно раскрывается во взаимодействии с главным героем. Узнав, в каком тяжелом положении оказался мальчик, она сразу пришла ему на помощь, не ущемляя при этом его чувство собственного достоинства.
Краткая характеристика
Полное имя — Лидия Михайловна.
Возраст — 25 лет.
Род занятий — учительница французского языка.
Семья — не указано.
Социальное положение — интеллигенция.
Происхождение — из простой советской семьи.
Воспитание — прекрасно воспитана.
Образование — получила педагогическое образование.
Внешность — красивая молодая женщина с правильными чертами лица, чуть косящими глазами и короткими черными волосами.
Характер — добрая, отзывчивая, великодушная, чуткая, терпеливая, настойчивая, весёлая, беззаботная, открытая, ответственная, деликатная, рискованная.
Положительные черты — добрая, чуткая, деликатная, терпеливая, весёлая, ответственная, настойчивая, искренняя, отзывчивая, смелая, уверенная в себе.
Отрицательные черты — отсутствуют.
Произведение — «Уроки французского».
Автор — Валентин Распутин.
Цитатная характеристика
Описание образа Лидии Михайловны с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героини, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет героини основан на том, что она является учительницей французского языка в средней школе.
«Лидия Михайловна, учительница французского…»
«…она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне…»
Кроме того, Лидия Михайловна была классным руководителем 5-го класса, в котором учился главный герой.
«Лидия Михайловна, по праву классного руководителя…»
«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году».
Лидия Михайловна живёт недалеко от школы, в одном из домов, предназначенных для учителей, по соседству с директором школы.
«…приходил к ней на квартиру. Жила она рядом со школой, в учительских домах».
«… да за стенкой живет Василий Андреевич».
Квартира Лидии Михайловны чистая и аккуратная, обставленная со вкусом.
«…в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы…»
«В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем — редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо».
Лидия Михайловна, по всей видимости, была разведённой молодой женщиной. Она живёт одна.
«Теперь я думаю, что она к тому времени успела побывать замужем…»
«А я живу одна…»
Лидия Михайловна хорошо обеспечена и ни в чём себе не отказывает.
«…денег у меня много. Я могу покупать что захочу, но ведь мне одной…»
Лидия Михайловна — городской человек, который не знаком с особенностями быта сельских жителей.
«Я же городской человек».
Лидия Михайловна родом с Кубани.
«А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда».
После истории с игрой на деньги Лидия Михайловна уволилась из школы и вернулась к себе на Кубань.
«Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.
— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь».
Внешность
Портретная характеристика Лидии Михайловны основана на том, что она является молодой женщиной, ей всего 25 лет.
«Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того…»
«…в своей женской молодой поре…»
У Лидии Михайловны правильные черты лица.
«…я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо…»
«…вся умная и красивая…»
Отличительная черта Лидии Михайловны — чуть раскосые глаза.
«… с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»
«Лидия Михайловна снова подняла на меня глаза. Они у нее косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят».
«…при взгляде её косящих внимательных глаз…»
У Лидии Михайловны «тугая» улыбка.
«…тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку…»
Лидия Михайловна — брюнетка с короткой стрижкой.
«…совсем черные, коротко остриженные волосы».
В лице Лидии Михайловны не было жёсткости, свойственной многим учителям.
«Но при всем этом не было видно в её лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре…»
Все движения Лидии Михайловны выдают в ней смелую, уверенную в себе молодую женщину.
«…по голосу, по походке — мягкой, но уверенной, свободной, по всему её поведению в ней чувствовались смелость и опытность».
У Лидии Михайловны мягкий, приятный голос, который при необходимости мог быть громким и твердым.
«… у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе — она иногда могла сказать и всласть…»
У Лидии Михайловны всегда аккуратный внешний вид.
«Она сидела передо мной аккуратная…»
Дома Лидия Михайловна носить простую домашнюю одежду.
«Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате…»
Лидия Михайловна пользуется парфюмом.
«… до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание…»
Лидия Михайловна — стройная женщина и тщательно следит за своей фигурой.
«Я и ем-то помаленьку, боюсь потолстеть».
Черты характера и поступки
Лидия Михайловна — терпеливый педагог, готовый много раз повторять и объяснять материал ученикам.
«Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить…»
Лидия Михайловна неравнодушна ко всем ученикам, независимо от их социальной принадлежности, она искренне интересуется их жизнью.
«Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно».
Лидия Михайловна никогда не обидит ученика, не выставит его на посмешище, все её замечания тактичны и иногда шутливы.
«…имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания».
Лидия Михайловна весьма требовательна, и её вопросы и замечания невозможно просто проигнорировать.
«Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим, более важным, но от вопросов её все равно было не уйти».
Лидию Михайловну волнует успеваемость её учеников, и она предлагает главному герою дополнительно заниматься французским после уроков у неё дома.
«Да что же это такое?! Нет, придется с тобой заниматься отдельно. Другого выхода нет».
«Лидия Михайловна вдруг решила, что времени в школе у нас до второй смены остается в обрез, и сказала, чтобы я по вечерам приходил к ней на квартиру».
Лидия Михайловна — настойчивый и упорный педагог, способный заставить ученика работать до тех пор, пока не выйдет толк.
«Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык».
«…теперь она взялась за меня по-настоящему. Она, видимо, решила: ну что ж, французский так французский. Правда, толк от этого выходил, постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова…»
Лидия Михайловна разительно отличается от других учителей, и кажется совершенно необыкновенной женщиной.
«…при всем этом не было видно в её лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?».
«Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, — настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных».
Лидия Михайловна понимает, как важно учителю не вжиться в свою роль, как важно оставаться прежде всего человеком.
«— Вы же учительница!
— Ну и что? Учительница — так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя, — Лидия Михайловна больше обычного прищурила глаза и задумчиво, отстранение смотрела в окно. — Иной раз полезно забыть, что ты учительница, — не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».
В детстве Лидия Михайловна была подвижным, озорным ребёнком, который доставлял немало хлопот родителям.
«А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись».
Лидия Михайловна — на редкость упорный и трудолюбивый человек, способный добиваться поставленной цели. Так, она решила поступить на факультет французского языка и в совершенстве освоить этот язык, с которым у неё были проблемы.
«…пошла на французский факультет потому лишь, что в школе этот язык ей тоже не давался и она решила доказать себе, что может овладеть им не хуже других…»
Лидия Михайловна считает, что очень важно, несмотря на возраст, оставаться весёлым, искренним и непосредственным человеком.
«Мне и теперь еще часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала…»
Лидия Михайловна — добрый, отзывчивый человек, который искренне хочет помочь способному ученику.
«Почему я не могу тебе помочь — единственный раз в жизни?Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».
Чтобы помочь главному герою деньгами и при этом не задеть его чувство собственного достоинства, Лидия Михайловна предлагает мальчику играть на деньги.
«Мы играли в «пристенок». Знаешь, что это такое?».
«По-другому игра называется: замеряшки. Достанешь, — значит, выиграл. Бей».
«— Сыграем?
Я не поверил своим ушам:
— Как же я с вами буду играть?
— А что такое?
— Вы же учительница!»
« — Играть — так по-настоящему, а то что мы с тобой как трехлетние малыши.
— Но тогда это будет игра на деньги, — несмело напомнил я.
— Конечно».
Во время игры Лидия Михайловна часто поддавалась, чтобы мальчик смог выигрть.
«— Нет, — заявил я, — так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно.
— Но я действительно не могу их достать, — стала отказываться она. — У меня пальцы какие-то деревянные».
Лидия Михайловна — живой, эмоциональный человек. Игра в «замеряшки» доставляет ей много удовольствия.
«Играла она шумно: вскрикивала, хлопала в ладоши, поддразнивала меня — одним словом, вела себя как обыкновенная девчонка, а не учительница, мне даже хотелось порой прикрикнуть».
«Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала её сама. Отказываться я не смел. Мне казалось, что игра доставляет ей удовольствие, она веселела, смеялась, тормошила меня».
Весёлые и беззаботные игры с учеником заканчиваются тем, что о них узнаёт директор.
«…Что здесь происходит? — объясните, пожалуйста. Я имею право знать как директор.
— Играем в «пристенок», — спокойно ответила Лидия Михайловна.
— Вы играете на деньги с этим?.. — Василий Андреевич ткнул в меня пальцем, и я со страху пополз за перегородку, чтобы укрыться в комнате. — Играете с учеником?! Я правильно вас понял?
— Правильно».
Директор осудил Лидию Михайловну за аморальное поведение. Учительница взяла всю вину на себя и вскоре уволилась из школы.
«— Ну, знаете… — Директор задыхался, ему не хватало воздуха. — Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. И еще, еще… Я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое…»
«Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому.
— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись, — она потрепала меня по голове и ушла».
Лидия Михайловна очень привязалась к своему ученику и спустя время прислала ему посылку с яблоками, которых он раньше никогда не видел.
«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из-под лестницы, — аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Лидии Михайловны вместе!
Биография
Лидия Михайловна — молодая 25-летняя женщина, учительница французского языка и классный руководитель 5-го класса, в котором учится главный герой. По всей видимости, она уже успела побывать замужем, но теперь живёт одна.
Лидия Михайловна родом с Кубани, где прошло её детство и юность. После получения педагогического образования она стала работать учителем, переехав в один из райцентров в Восточной Сибири. Как и все учителя, Лидия Михайловна живёт в доме при школе по соседству с директором школы, Василием Андреевичем.
Лидия Михайловна очень внимательна к своим ученикам. Когда она узнаёт, что один из её учеников, способный мальчик из глубинки, вынужден играть на деньги, чтобы прокормить себя, она решает помочь ему.
Под предлогом дополнительных занятий Лидия Михайловна приглашает мальчика к себе домой, пытаясь не только улучшить его французский, но и накормить. Ей это не удается, и тогда она анонимно отправляет ему посылку с продуктами.
Лидия Михайловна предлагает ученику сыграть в игру на деньги. Она часто поддаётся ему, и таким образом у мальчика появляются деньги на еду. Вскоре об этом становится известно директору, и Лидия Михайловна вынуждена уволиться с работы. Она уезжает домой, на Кубань, и спустя время присылает своему ученику посылку с яблоками, которые он раньше видел только на картинке.
Образ Лидии Михайловны
Одним из главных качеств Лидии Михайловны является упорство. Несмотря на молодой возраст, героиня отличается целеустремлённостью и настойчивостью в достижении цели. Так, она специально поступила на факультет французского языка, чтобы в совершенстве освоить язык, который ей трудно давался в школе. Лидия Михайловна смогла добиться своего, и даже будучи учителем, продолжает слушать пластинки с записями на французском языке.
Лидия Михайловна отличается большим терпением и внимательностью к своим ученикам. В начале каждого урока она осматривала детей, делала им в шутливой форме замечания, которые, тем не менее, должны были обязательно исполняться. Она не просто отрабатывает урок с детьми, но проявляет к ним большое внимание, искренне интересуется их судьбой.
От внимательных, чуть косых глаз Лидии Михайловны ничего не могло скрыться, и она быстро поняла, что мальчик, главный герой, оказался в трудном положении. Родом из бедной сельской семьи, очень плохой одетый и вечно голодный, он был вынужден играть на деньги, чтобы как-то прокормить себя. Будучи отзывчивым человеком, Лидия Михайловна искренне хочет помочь способному мальчику, который любит учиться. Она делает это с большой деликатностью, чтобы не ущемить его чувство собственного достоинства.
Лидия Михайловна считает, что невозможно долго носить маску строгого учителя и жить в жёстких рамках. Для неё очень важна внутренняя свобода, умение легко относиться к жизни, веселиться, искренне радоваться каждой мелочи. При этом она является прекрасным педагогом, чутким и терпеливым, но также сохраняет свою неповторимую индивидуальность.
Вывод
В рассказе В. Распутина «Уроки французского» Лидия Михайловна представляет собой образец прогрессивного, доброго и умного педагога, который искренне интересуется своими учениками.
Роль героини автор видит в том, чтобы показать всю важность миссии учителя, который в идеале должен не только обучать детей, но и быть чутким, заботливым наставником. Характеристика образа Лидии Михайловны с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать доклад или сочинение.