Жена Тараса Бульбы — второстепенный персонаж повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», который во многом отражает характер главного героя, казацкого полковника Бульбы. Героиня упомянута вскользь, мимоходом, автор даже не указывает её имени, подчеркивая тем самым малую значимость. Характеристика жены Тараса Бульбы раскрывается прежде всего в любви к своим сыновьям: ведь только с этой стороны женщина той эпохи могла реализовать себя.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Тарас Бульба.
Полное имя — отсутствует.
Возраст — не указан, пожилая женщина.
Род занятий — жена казацкого полковника.
Семья — муж Тарас Бульба и двое сыновей: старший Остап и младший Андрий.
Социальное положение — жена казака.
Происхождение — жена богатого помещика, пана.
Воспитание — отсутствует.
Образование — отсутствует.
Внешность — невысокого роста, худощавая, бледная, некогда красивая женщина.
Характер — робкая, мягкая, жалостливая, заботливая.
Положительные черты — очень добрая, заботливая, с большим любящим сердцем.
Отрицательные черты — безответная, покорная, не способная за себя постоять.
Произведение — «Тарас Бульба».
Автор — Николай Васильевич Гоголь.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет героини основан на её статусе жены козацкого полковника Тараса Бульбы. Будучи простой бесправной женщиной, по традиции той эпохи она не имеет права голоса в семье и обязана полностью подчиняться воле мужа. Её единственной отрадой становятся дети, на которых она может излить свою любовь.
«В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века…»
«Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуху. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь её была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безжённых рыцарей…»
«Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими».
Портретная характеристика жены Тараса Бульбы основывается на том, что она представляет собой жалкого, бесправного человека.
«В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века…»
«…говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать…»
Героиня не представляет собой ценность как личность, она является всего лишь «приложением» к своему супругу и сыновьям.
«…она была какое-то странное существо в этом сборище безжённых рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».
Судя по всему, героиня родом из богатого, знатного семейства.
«…У меня три хутора, половина табунов отцовских — мои, всё, что принесла отцу мать моя, что даже от него скрывает она, — всё мое…»
Внешность
Мать Остапа и Андрия — женщина немолодая.
«Бедная старушка…»
«…она со всею легкостию дикой козы, несообразной её летам…»
Внешний вид героини также достаточно жалкий — это женщина бледная, худощавая, её лицо покрыто морщинами.
«…худощавая старуха мать…»
«…бледная, худощавая…»
«…и слёзы остановились в морщинах…»
В прошлом была красавицей, но трудная жизнь не оставила и следа от былой красоты.
«…её когда-то прекрасное лицо…»
«…её прекрасные свежие щёки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами».
Черты характера и поступки
Судьба жены Бульбы незавидна. Любовь она познала лишь в ранней юности, в самом начале брака, после чего потянулись безрадостные будни.
«В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, — и уже суровый прельститель её покидал её для сабли, для товарищей, для бражничества».
«Молодость без наслаждениямелькнула перед нею, и её прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами».
Став супругой казака, который всё время пропадает в военных походах, женщина видит его лишь изредка.
«Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуху».
Обладавший крутым нравом Тарас Бульба нередко вымещает на супруге своё недовольство и раздражение.
«Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь её была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки».
Не чувствуя себя нужной и любимой мужем, героиня всю свою любовь отдаёт сыновьям, растворяясь в материнстве.
«Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими».
Главной ценностью женщины являются её ненаглядные сыновья, ради которых она без лишних раздумий отдала бы собственную жизнь.
«…а за каждую каплю крови их она отдала бы себя всю».
Женщина видит сыновей лишь раз в год, во время их пребывания на каникулах. И эти дни являются для неё самыми счастливыми.
«Они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию…»
«…нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время».
«— Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! — говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая ещё обнять ненаглядных детей своих. — Дети приехали домой, больше году их не видали, а он задумал невесть что: на кулаки биться!»
Горечь положения женщины заключается в том, что она не в состоянии насладиться даже материнством. Бульба забирает сыновей в Запорожскую Сечь, где их может ждать смерть.
«— И всего только одну неделю быть им дома? — говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. — И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!»
«Её сыновей, её милых сыновей берут от неё, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюёт хищная подорожная птица».
«Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчёсывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их — и только на один миг видит их перед собою. “Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждёт вас?” -— говорила она, и слёзы остановились в морщинах…»
Героиня — абсолютно бесправная женщина, не имеющая права голоса в семье. Она вынуждена безропотно подчиняться желаниям мужа.
«Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить…»
Всё, что остаётся бедной женщине, — лишь оплакивать свою горькую судьбу.
«…но услыша о таком страшном для неё решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, — и никто бы не мог описать всей безмолвной силы её горести, которая, казалось, трепетала в глазах её и в судорожно сжатых губах».
«Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила всё, что нужно к завтраку».
Героиня позволяет себе выход накопившимся эмоциям лишь в минуту прощания с сыновьями.
«Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостию дикой козы, несообразной её летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию».
Характеристика Тараса Бульбы другими героями
Тарас Бульба (муж)
Отношение Тараса Бульбы к жене пренебрежительное: он не считает нужным считаться с ней, уважать её мысли и чувства. Для Бульбы жена — существо глупое и маловажное.
«Не слушай, сынку, матери: она-баба, она ничего не знает…»
«А где стара? (Так он обыкновенно называл жену свою)».
При воспитании сыновей Тарас Бульба не допускает проявления материнской нежности и заботы: он считает, что таким образом жена может испортить будущих воинов.
«— Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбку, да и сидела бы на них, как на куриных яйцах».
Лишь перед поездкой в Запорожскую Сечь Бульба признаёт силу материнской любви, материнской молитвы, способной защитить своё дитя.
«Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает».
Подробная характеристика Тараса Бульбы.
Остап и Андрий
Братья очень любят свою мать, но, воспитанные в большой строгости, они не способны открыто проявлять свои чувства. К тому же они боятся отца, который не поощрял проявления нежности и душевной слабости.
«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца…»
Подробная характеристика Остапа.
Подробная характеристика Андрия.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику жены Тараса Бульбы вместе!
Биография
Жена Тараса Бульбы — женщина немолодая, худощавая, бледная, с морщинистым лицом. Вышла замуж по любви, однако её глубокие чувства остались безответными: Бульба не ценит семейное счастье и всё своё время уделяет военному делу, товарищам и хмельным пирушкам.
Обладая тяжёлым характером, Бульба не даёт спуску своей жене. Он ни во что не ставит её, оскорбляет и даже бьёт. Женщина вынуждена безропотно терпеть подобное отношение к себе, несмотря на то, что она, по-видимому, была родом из богатой семьи.
Женщина находит утешение в своих сыновьях, Остапе и Андрии. Однако счастливое время проходит очень быстро, и в возрасте двенадцати лет дети отправляются на учёбу в Киевскую академию. Дома они появляются лишь раз в год, во время каникул.
По завершении обучения сыновья возвращаются в отчий дом, чем несказанно радуют мать. Однако её счастье скоротечно: она лишь несколько дней наслаждается обществом сыновей, которые по воле отца должны отправиться в Запорожскую Сечь. Материнское сердце предчувствует беду, которое поджидает сыновей, и прощание с ними даётся очень тяжело всем членам семьи.
Образ жены Тараса Бульбы
Жена Тараса Бульбы является собирательным образом, в котором воплощается незавидная участь женщин той давней эпохи. Автор намеренно не даёт ей имени, чтобы подчеркнуть её низкое, бесправное положение в обществе.
Сама по себе героиня не играет какой-либо значимой роли в повести, однако её образ необходим, чтобы подчеркнуть лютый, тяжёлый нрав Тараса Бульбы, который также во многом является собирательным мужским образом Средневековья.
Героиня не представляет собой какую-либо ценность. Будучи женщиной — существом безропотным и бесправным, — она необходима лишь в качестве роли матери казаков, отважных рыцарей. Только с этой стороны женщина рассматриваемой эпохи имеет значение.
Вывод
Жена Тараса Бульбы является второстепенным персонажем повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Будучи собирательным женским образом той далёкой эпохи, она демонстрирует бесправное положение женщины в социуме.
Роль героини заключается в том, чтобы подчеркнуть суровый нрав мужчин, вынужденных отказаться от нежных чувств в столь сложное, беспощадное время. Жена Бульбы способна выразить своё естество лишь в отношении к сыновьям, отдавая им всю свою любовь, заботу, ласку.