Одним из второстепенных персонажей романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является доктор Вернер – хороший приятель Печорина, с которым тот имеет немало общего. Несмотря на то, что в романе этот персонаж занимает совсем немного места, он отличается большой глубиной, многогранностью, ему присущи противоречия и душевные хитросплетения. Характеристика Вернера имеет большое значение в произведении, поскольку помогает лучше понять характер главного героя. Личность доктора не противопоставляется Печорину, а, напротив, призвана оттенять его, демонстрировать в более ярких красках. При этом Вернер как персонаж — не тень Печорина, но самостоятельная единица с присущей индивидуальностью и харизмой.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Герой нашего времени.
Полное имя — Вернер.
Возраст — не указан, мужчина средних лет.
Род занятий — медик, доктор.
Семья — не указано, по всей видимости, отсутствует.
Социальное положение — не указано, скорее всего, мещанин.
Происхождение — не указано.
Воспитание — прекрасно воспитанный человек, культурный и интеллигентный.
Образование — профильное медицинское образование.
Внешность — невысокий, худощавый малопривлекательный мужчина с непропорционально большой головой и ногами разной длины.
Характер — умный, ироничный, язвительный, бездеятельный, большой скептик и материалист, прекрасный психолог.
Положительные черты — добрый, сочувствующий, глубоко порядочный человек с поэтической душой.
Отрицательные черты — язвительный, острый на язык, иногда откровенно злой, слабохарактерный.
Произведение — «Герой нашего времени».
Автор — Михаил Юрьевич Лермонтов.
Цитатная характеристика
Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.
Портрет
Художественный портрет Вернера основан прежде всего на том, что он является медиком, доктором.
«…зашёл ко мне доктор; его имя Вернер…»
Несмотря на иностранную фамилию, Вернер по национальности — русский.
«…его имя Вернер, но он русский».
Вернер — бедный человек, не сумевший сколотить себе состояния.
«Он был беден, мечтал о миллионах…»
Вернер — отличный специалист, знаток своего дела, у которого есть немало завистников.
«…его соперники, завистливые водяные медики…»
Вернер имел врачебную практику в Москве, после чего обосновался в Пятигорске.
«— А вы были в Москве, доктор?Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая
— Да, я имел там некоторую практику».
Внешность
Портретная характеристика Вернера основана на том, что его внешний вид не соответствует нормам красоты. Однако доктор обладает особой притягательностью для тех, кто способен воспринимать внутреннюю красоту человека.
«Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов; надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной: оттого-то, может быть, люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин».
Вернер отличается невысоким ростом и тщедушным телосложением. Со стороны он больше напоминает подростка, нежели взрослого мужчину.
«Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок…»
Во внешности Вернера есть заметный изъян: одна его нога короче другой, а голова непропорционально велика по отношению к туловищу.
«…одна нога была у него короче другой, как у Байрона…»
«…в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей».
На лице Вернера особенно выделяются его выразительные глаза.
«Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли».
В одежде Вернера как нельзя лучше были воплощены основные черты его характера: опрятность, строгость, требовательность к самому себе.
«В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-жёлтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно чёрного цвета».
Из-за разной длины ног Вернер вынужден ходить с тростью.
«Он сел в кресла, поставил трость в угол…»
На дуэль Печорина с Грушницким Вернер надевает кавказскую одежду, напрасно пытаясь придать себе более грозный вид.
«На нём были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воинственное, а в этот раз оно было ещё длиннее обыкновенного…»
Черты характера и поступки
Вернер, в силу своей профессии, является материалистом, привыкшим скептически относится ко всему происходящему.
«Он скептик и материалист, как все почти медики…»
Вернер может насмехаться над своими больными, но только в тех случаях, когда уверен, что их жизни ничто не угрожает.
«Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом…»
Несмотря на весь свой природный скептицизм, глубоко в душе Вернер является настоящим поэтом. Это большой романтик, способный иногда давать интересные, точные сравнения.
«…вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов…»
«Вернер намедни сравнил женщин с заколдованным лесом, о котором рассказывает Тасс в своем «Освобождённом Ерусалиме». «Только приступи, — говорил он, — на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие… Надо только не смотреть, а идти прямо, — мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветёт зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернёшься назад!»
Вернер — тонко чувствующий человек, прекрасный психолог, способный различать разнообразные движения человеческой души.
«Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки!»
Вернер весьма щепетилен в денежных вопросах. Он никогда бы не дал в долг другу, чтобы навсегда не испортить с ним отношения.
«… он мне раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника».
Вернер от природы является созерцателем. Это бездеятельный, безынициативный человек, не способный круто менять свою жизнь.
«Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу…»
У Вернера злой, острый язык, жертвой которого стал не один простодушный добряк.
«У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком…»
Из-за своего остроумия и язвительности Вернер оказывается жертвой заговора местных врачей, которые завидуют его профессионализму.
«…его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных, — больные взбеленились, почти все ему отказали. Его приятели, то есть все истинно порядочные люди, служившие на Кавказе, напрасно старались восстановить его упадший кредит».
Вернер — человек с изрядной долей самолюбия. За неизменно чёрный костюм он был прозван Мефистофелем, и это прозвище очень ему льстило.
«Молодёжь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию».
Вернер — большой любитель потолковать на философские темы.
«…разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убеждён в разных разностях…»
Доктор — очень умный человек, превосходный собеседник.
«…во-первых, потому, что такие умные люди, как вы, лучше любят слушателей, чем рассказчиков».
Вернер — на редкость проницательный человек с хорошо развитой интуицией. Он сразу понимает, что Печорин ради развлечения готов сделать Грушницкого своей жертвой.
«— Я предчувствую, — сказал доктор, — что бедный Грушницкий будет вашей жертвой…»
«— Нет, отгадайте, — о вы, отгадывающий всё на свете!»
Вернер — человек чести, настоящий друг, на которого всегда можно положиться. Среди его приятелей — только честные люди. Именно его Печорин выбирает в качестве своего секунданта во время дуэли с Грушницким.
«Его приятели, то есть все истинно порядочные люди, служившие на Кавказе».
«…только я на вас надеюсь: вы мне не измените».
«Доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему несколько наставлений насчёт условий поединка…»
Доктор — верный друг. Переживая за судьбу Печорина, он не раз предупреждает его о надвигающейся опасности.
«Итак, я вам советую, как приятель, быть осторожнее!»
«Вернер ушёл в полной уверенности, что он меня предостерёг».
«…я вам советую быть осторожнее… Я пришёл вас предупредить».
Предстоящая дуэль Печорина глубоко волнует Вернера, который боится потерять друга.
«— Отчего вы так печальны, доктор? — сказал я ему. — Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием?»
«Доктор подошёл. Бедный доктор! он был бледнее, чем Грушницкий десять минут тому назад».
Дуэль, свидетелем которой стал Вернер, меняет его отношение к Печорину. Будучи глубоко порядочным человеком, он осуждает его за то, что слишком жестоко наказал юного Грушницкого, и тот погиб на дуэли.
«Взошел доктор: лоб у него был нахмурен; и он, против обыкновения, не протянул мне руки».
Отношения Вернера с другими персонажами
Печорин
Печорин относится к Вернеру с большим уважением и считает его замечательным человеком.
«Вернер человек замечательный по многим причинам».
Вернер является, по сути, единственным другом Печорина. В нём он видит равного себе человека и по уму, и по ироничному отношению к жизни.
«Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»
«— Достойный друг! — сказал я, протянув ему руку. Доктор пожал её с чувством…»
Печорин и Вернер имеют много общего. Им по-настоящему интересно и приятно общество друг друга.
«Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоём об отвлечённых предметах очень серьёзно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры [Римские авгуры — жрецы-гадатели. Марк Туллий Цицерон, писатель, оратор и политический деятель Древнего Рима, в книге «О гадании» рассказывает, что при встрече друг с другом авгуры едва удерживались от смеха], по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером».
Печорин и Вернер настолько внутренне схожи между собой, что без лишних слов способны читать мысли друг друга.
«Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всём можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово — для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом всё, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остаётся одно средство: рассказывать новости».
«— Вам хочется знать какие-нибудь подробности насчёт кого-нибудь из приехавших на воды, и я уж догадываюсь, о ком вы это заботитесь, потому что об вас там уже спрашивали.Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 13-го мая
— Доктор! решительно нам нельзя разговаривать: мы читаем в душе друг друга».
Печорина и Вернера связывают исключительно доверительные отношения. Только с доктором Григорий Александрович способен поделиться тем, что его волнует.
«Я пошёл прямо к Вернеру, застал его дома и рассказал ему всё — отношения мои к Вере и княжне и разговор, подслушанный мною, из которого я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми зарядами».
Дуэль стала тем переломным моментом в отношениях Печорина с Вернером, во время которого доктор изменил своё отношение к Печорину, а тот, по своему обыкновению, холодно отстранился от своего вчерашнего товарища, посчитав его трусом и предателем.
«Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку… и если б я показал ему малейшее на это желание, то он бросился бы мне на шею; но я остался холоден, как камень — и он вышел.Источник: Часть вторая, глава II «Княжна Мери», 16-го июня
Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..»
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Вернера вместе!
Биография
Вернер — мужчина среднего возраста, русский по происхождению, несмотря на немецкую фамилию. В прошлом служил военным медиком на Кавказе, затем завёл практику на водном курорте Пятигорска, где было много богатых клиентов.
Внешность Вернера неказиста, а из-за разной длины ног он вынужден передвигаться с помощью трости. Однако благодаря природному обаянию и поэтической натуре доктор способен нравиться женщинам.
Волей судьбы Вернер побывал в разных городах и даже имел врачебную практику в Москве. Благодаря своему профессионализму он мог бы нажить целое состояние, однако в силу своего характера так и остался бедным, скромным человеком.
Будучи близким приятелем Печорина, Вернер соглашается быть его секундантом на дуэли с Грушницким. Как верный друг, он предупреждает Григорию о смертельной опасности — незаряженном пистолете. Однако после дуэли Вернер меняет своё отношение к Печорину, который демонстрирует полное равнодушие к судьбе Грушницкого. Они прощаются, полностью разочаровавшись друг в друге.
Образ Вернера
В романе «Герой нашего времени» Вернер выступает в роли своеобразного двойника Печорина. Подобно главному герою, доктор является большим эгоистом, скептиком и материалистом, который прекрасно разбирается в психологии.
Однако даже суровая профессия Вернера, в которой он должен проявлять холодность и беспристрастность, не заглушила в нём живые человеческие чувства. Он способен сопереживать, проявлять милосердие, не оставаться чёрствым к страданиям людей. В Вернере не атрофированы нравственные идеалы и в этом он заметно отличается от Печорина.
Особенностью доктора является и удивительная дисгармония его внешнего и внутреннего образа. Обладая несовершенной внешностью, будучи слабым, некрасивым калекой, Вернер поражает глубиной и богатством своей натуры. Это прекрасно образованный, эрудированный, тонко чувствующий человек, чьи аналитические способности, проницательность и знание человеческой природы не могут не восхищать.
От природы Вернер является безучастным созерцателем. Он не готов брать ответственность за решительные поступки, не способен своими силами менять судьбу. При возникновении каких-либо трудностей, проблем или недоразумений он привычно отходит в тень, предпочитая наблюдать за происходящим со стороны.
Вывод
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доктор Вернер занимает особую позицию двойника Печорина, с помощью которого более полно раскрывается личность главного героя. Отношение к Вернеру также весьма противоречиво: с одной стороны, это прожжённый скептик, острый на язык насмешник, но с другой — глубоко порядочный, умный человек, способный тонко чувствовать и сопереживать.
Роль героя в произведении заключается в том, чтобы продемонстрировать глубину нравственного падения Печорина. Разница между героями очевидна во время дуэли с Грушницким, которая для Вернера становится настоящим убийством юнкера, в то время как для Печорина — это всего лишь способ потешить уязвлённое самолюбие.