В поэме «Василий Теркин» Александр Трифонович Твардовский выразил не только яркий собирательный образ русского воина, но и переживания народа, поддерживая его дух. Герой сопровождает солдат в течение всей войны, прославляя образ воина красной армии, являясь примером для каждого из них. Композиция поэмы Василий Теркин, также как и сам образ бойца, является уникальной в русской литературе.
Особенности композиции
Твардовский писал свою поэму в условиях реально разворачивающейся войны. В силу этого произведение имеет некоторые композиционные особенности. Ее главы похожи на репортажные зарисовки, только в стихах. Развитие сюжета поэмы происходит в хронологическом порядке. В течение всего повествования герой остается сам собой – всегда веселый и работящий, он был таким в начале произведения и остается таким же в финале. По ходу развития событий настроение читателя меняется также как меняется настрой народа в ходе Великой Отечественной войны.
Еще одной композиционной особенностью «Василия Теркина» является отсутствие начала и финала. Повествование начинается «с середины», нет длительной вводной части, нет призыва воина на войну, не показан он во время мирной жизни. Финал поэмы не идентичен концу войны. Враг скоро будет побежден, но военные действия еще не закончились. Единого сюжета в произведении нет. Каждая из глав является отдельным эпизодом, имеющим динамичное развитие событий. Связаны эти эпизоды мотивом дороги. Дело в том, что фактически произведение писалось автором на войне. Любая глава могла стать последней для писателя, так же как и для солдата, который читал произведения, отвлекаясь от тяжких военных будней.
Связь с реальностью
Твардовский пытался в своей поэме максимально отразить жизнь, сделать ее похожей на саму войну. В своих дневниках он писал о том, что раз война – серьезная и настоящая, то отношение к произведению тоже должно быть серьезным. Именно поэтому был доработан образ, и из комичного Васи герой превратился в доблестного Василия. Связь с настоящей войной можно проследить во многих композиционных приемах: оборванность повествования, как и жизнь солдата перетекает от одного эпизода к другому, отдых сменяется боями, один эпизод не поход на другой, их объединяет лишь постоянное перемещение.
В поэме Твардовский сам заявляет о том, что военная реальность и произведение существуют рядом, бок о бок. Автор хочет максимально отразить настоящую войну. Например, он подчеркивает, что в книге, так же как и на войне, нет определенного сюжета.
Отказ от традиций
Твардовский в погоне за естественностью произведения и схожестью его с самой жизнью отказывается от многих литературных канонов догматов. Композиция и язык поэмы Василий Теркин отличаются простотой. Автор позволяет себе использовать простые нелитературные слова, чтобы быть ближе к народу. Отсутствие сюжета также является новаторским приемом, продиктованным самой жизнью. Для писателя было важно, чтобы каждая глава, опубликованная в газете, могла представлять интерес даже для того, кто не читал предыдущие главы. Именно поэтому единого сюжета, как принято в литературных традициях, в данном произведении не существует.
Таким образом, «Василий Теркин» является уникальным явлением в русской литературе. Он сочетает в себе саму жизнь и творчество, попытку поднять боевой дух народа во время войны и сохранение информации для потомков.