Любовь – одна из главных тем романа, ставшего энциклопедией русской жизни. Любовь – это чувство, от которой зависит характер человека. Любовь в жизни Онегина и Татьяны меняет не только их отношение к окружающим, но и внутренний мир героев.
Любовь Евгения в начале романа
Онегин – один из типичных представителей молодежи Петербурга 19 века. Он подчиняется законам общества, в котором ценятся не чувства, а деньги, дающие статус. Что может дать любовь? Переживание, счастье, веселье, удовольствие? Все эти качества бесценны, не имеют материального ощутимого выгодного значения. Значит, любовь бесполезна. Молодые люди учатся лицемерить, подменять любовь страстью и обманом. Отношения носят налет фальши. Каждый из «влюбленной» пары рассматривает чувства с позиции выгоды для себя: нужная партия или нет.
В молодых повесах хорошо развит артистизм. Онегин умеет предстать перед дамами томным, ревнивым, оскорбленным. Он любит играть в любовь: заставляет верить, страдать. Тем же занимаются дамы, друзья Онегина. Увлечение театром принесло свои плоды. Игра как на сцене стала частью жизни. Романы разыгрываются по сценическим законам, любовь теряет истинность.
Евгений устает от постоянно меняющихся лиц на светских балах и в театральных ложах. Интриги, сплетни перестают его интересовать. Он делает вывод, что настоящей любви нет. Ему она не нужна. Думы о красавицах перестают волновать. Герой светских сплетен покидает столицу. Рассуждение читателя о светской жизни обязательно последует после прочтения глав о жизни Евгения в Петербурге.
Любовь Татьяны
Искренняя девушка, начитавшись романов, ждет любви. Она хочет пережить все то, что было в душах и на сердце литературных персонажей. Автор подчеркивает различие столичной и деревенской жизни: театральных сцен здесь нет. Их отсутствие заменяет чтение, где герои оживают в душе человека. Перед кем притворяться, если нет зрителей?
Сельский житель искреннее и чище.Татьяна верит книгам. Она считает, что романы важнее девичьих игр и развлечений. Наивность и открытость толкают деревенскую жительницу к необдуманным действиям. Ларина пишет признание в любви. Ее первый опыт откровения завершается страшным уроком. Онегин отказывается от нежных чувств, укоряет и учит быть сдержанной.
Здесь автор проводит параллель с природой. Душа девушки настолько слилась со сказочными пейзажами, что таиться, притворяться она не может. Поэт сравнивает Татьяну с лесной ланью, грациозным, красивым животным. Когда Евгений отчитал девушку, она начинает увядать, как цветок или плачущая листьями осень. Легко заменить имя девушки словами «луна», «звезда»: «Татьяна увядает, бледнеет, гаснет…». Цитаты сами толкают на проведение такой параллели.
Урок мужчины Татьяна извлекла и стала другой. Она разочаровалась в любви, но не стала кокетливой мстительницей, разрушительницей судеб. Истинными для женщины стали честность, преданность и искренность. Она любит Евгения, но будет верна своему мужу, он выбрал ее на унизительной ярмарке невест, через которую Лариной пришлось пройти после отъезда Онегина из поместья.