В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» одной из второстепенных героинь является девочка Маруся — маленькая нищенка, вынужденная ютиться в холодном и сыром подземелье вместе с другими бродягами. Характеристика Маруси дана автором для понимания того, насколько тяжёлой и беспросветной была жизнь бедняков, особенно детей, которые с ранних лет должны были сами заботиться о пропитании и крыше над головой.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением В дурном обществе.
Полное имя — Маруся.
Возраст — 4 года.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — старший брат Валек, приёмный отец Тыбурций.
Социальное положение — нищенка.
Происхождение — неизвестно.
Воспитание — никто не занимался воспитанием девочки.
Образование — отсутствует.
Внешность — маленькая хрупкая девочка с красивыми белокурыми волосами и голубыми глазами.
Характер — добрая, нежная, любящая, спокойная, неактивная, меланхоличная.
Положительные черты — нежная, любящая, добрая.
Отрицательные черты — отсутствуют.
Произведение — «В дурном обществе».
Автор — Владимир Галактионович Короленко.
Цитатная характеристика
Описание образа Маруси с цитатами позволит раскрыть его своеобразие, продемонстрировать не только внешность героини, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Маруси основан на том, что она является нищенкой, бродяжкой.
«— А вы разве… нищие? — спросил я упавшим голосом.Источник: Глава VI
— Нищие! — угрюмо отрезал Валек».
«Вот видишь ли: я — Тыбурций, а он — Валек. Я нищий, и он — нищий».
«Нищие… воры… у них нет дома!..»
Маруся вместе с братом Валеком принадлежит к «дурному обществу» и живёт в компании с другими бродягами.
«— Да наши… все: Тыбурций, Лавровский, Туркевич. Профессор…»
«…около часовни ютилась еще темная масса жалких оборванцев, появление которых на базаре производило всегда большую тревогу среди торговок, спешивших прикрыть свое добро руками, подобно тому, как наседки прикрывают цыплят, когда в небе покажется коршун. Ходили слухи, что эти жалкие личности, окончательно лишенные всяких ресурсов со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались, между прочим, мелким воровством в городе и окрестностях».
«Члены “дурного общества” перестали являться в город…»
У Маруси нет своего дома, вместе с братом и другими бродягами она живет в полуразрушенной часовне, расположенной неподалёку от маленького городка Княжье-Вено.
«— Где же ваш дом?Источник: Глава IV
Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без “дома”.
Валек усмехнулся с обычным грустным видом и ничего не ответил».
«Две струи света резко лились сверху, выделяясь полосами на темном фоне подземелья… лучи солнца проникали сюда не прямо, а прежде отражались от стен старых гробниц; они разливались в сыром воздухе подземелья, падали на каменные плиты пола, отражались и наполняли все подземелье тусклыми отблесками; стены тоже было сложены из камня».
«Сначала мне очень не хотелось спускаться в подземелье, но потом, подумав, что ведь Валек и Маруся живут там постоянно…».
«Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду».
У Маруси и её брата Валека есть приёмный отец Тыбурций, который любит детей и заботится о них.
«Никто не мог бы также сказать, откуда у пана Тыбурция явились дети, а между тем, факт, хотя и никем не объясненный, стоял налицо… даже два факта: мальчик лет семи, но рослый и развитой не по летам, и маленькая трехлетняя девочка».
«— Тыбурций тебе отец?Источник: Глава V
— Должно быть, отец,— ответил он задумчиво, как будто этот вопрос не приходил ему в голову.
— Он тебя любит?
— Да, любит,— сказал он уже гораздо увереннее.— Он постоянно обо мне заботится и, знаешь, иногда он целует меня и плачет…
— И меня любит и тоже плачет,— прибавила Маруся с выражением детской гордости».
Маруся из-за бедности плохо питается, и мясное блюдо для неё является настоящей роскошью.
«Она и Валек ели с жадностью, которая ясно показывала, что мясное блюдо было для них невиданною роскошью; Маруся облизывала даже свои засаленные пальцы».
«Между тем мы все, здесь находящиеся, страдаем скорее излишнею худобой, а потому некоторое количество провизии не можем считать для себя лишним…»
Маруся очень слабый, грустный ребёнок оттого, что вынуждена жить в тёмном, сыром подземелье, которое забирает у неё жизненные силы.
«— Отчего она такая? — спросил я, наконец, указывая глазами на Марусю.Источник: Глава V
— Невеселая? — переспросил Валек и затем сказал тоном совершенно убежденного человека: — А это, видишь ли, от серого камня…
— Серый камень высосал из нее жизнь…»
«Несомненно, кто-то высасывает жизнь из этой странной девочки, которая плачет тогда, когда другие на ее месте смеются. Но как же может сделать это серый камень?»
«Что-то бесформенное, неумолимое, твердое и жестокое, как камень, склонялось над маленькою головкой, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движений».
«Я поневоле вспомнил слова Валека о “сером камне”, высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце; мне казалось, что я ощущаю на ней и на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и жадный. Мне казалось, что это подземелье чутко сторожит свою жертву».
«…серый камень — темное, молчаливое чудовище подземелья — продолжал без перерывов свою ужасную работу, высасывая жизнь из маленького тельца».
Осенью, с приходом холодов, Маруся серьёзно заболевает.
«Близилась осень. В поле шла жатва, листья на деревьях желтели. Вместе с тем наша Маруся начала прихварывать. Она ни на что не жаловалась, только все худела; лицо ее все бледнело, глаза потемнели, стали больше, веки приподнимались с трудом».
«Каждый раз, придя к своим друзьям, я замечал, что Маруся все больше хиреет. Теперь она совсем уже не выходила на воздух…»
«…она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха».
«Девочка теперь большую часть времени проводила в постели…»
«Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже; лицо ее горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала».
Слабый организм Маруси не смог справиться с болезнью, и она умерла.
«— Приходи к нам,— сказал он,— отец тебя отпустит попрощаться с моей девочкой. Она… она умерла».
«В подземелье, в темном углу, на лавочке лежала Маруся. Слово “смерть” не имеет еще полного значения для детского слуха, и горькие слезы только теперь, при виде этого безжизненного тела, сдавили мне горло. Моя маленькая приятельница лежала серьезная и грустная, с печально вытянутым личиком. Закрытые глаза слегка ввалились и еще резче оттенились синевой. Ротик немного раскрылся, с выражением детской печали. Маруся как будто отвечала этою гримаской на наши слезы».
Внешность
Портретная характеристика Маруси основана на том, что она является маленькой 4-летней девочкой.
«Несмотря на свои четыре года…»
У Маруси роскошные белокурые локоны.
«…личико, обрамленное белокурыми волосами…»
«…волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони…»
«…ее белокурую головку…»
На нежном лице Маруси выделяются прекрасные голубые глаза с длинными ресницами.
«…сверкавшее на меня детски-любопытными голубыми глазами».
«…глядя снизу вверх голубыми глазами…»
«…длинные ресницы были опущены».
«…слегка сверкнув бирюзовыми глазами».
Маруся вынуждена жить в непригодных для детей условиях, и часто её лицо бывает грязным.
«…показалось еще грязное личико…»
У Маруси маленькие, тоненькие ручки.
«…упершись маленькими ручонками…»
«…руки ее были тонки и прозрачны…»
«…движения ее тонких рук были медленны…»
Маруся — слабый, болезненный ребенок.
«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца…»
«…как головка полевого колокольчика…»
«…глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни…»
«…глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице…»
«При взгляде на эту крохотную грустную фигурку…»
У Маруси нет сил бегать, весело смеяться.
«А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко…»
«…девочки, которая плачет тогда, когда другие на ее месте смеются».
Маруся смеялась очень редко, и её смех был тихим и слабым.
«…когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно».
«Маруся звенела слабыми переливами своего жалкого смеха…»
Из-за проблем со здоровьем ножки у Маруси очень слабые, и по этой причине её походка нетвердая, неуверенная.
«Она падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке».
«Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка…»
«…шлепала по каменному полу непроворными ножонками».
Маруся носит старую, грязную одежду, в её косах нет лент, и по её внешнему виду сразу понятно, что она — нищенка.
«Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент…»
Черты характера и поступки
Из-за болезни Маруся очень слаба, и часто её лицо выражает грусть.
«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам».
«При взгляде на эту крохотную грустную фигурку…»
«— Отчего она такая? — спросил я, наконец, указывая глазами на Марусю.Источник: Глава V
— Невеселая? — переспросил Валек…»
Из-за постоянной слабости Маруся не может смеяться и играть, как все дети её возраста.
«А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно».
Марусю не может расшевелить даже неугомонный сорванец Вася.
«В первые же дни я внес свое оживление и в общество моих новых знакомых. Едва ли эхо старой “каплицы” повторяло когда-нибудь такие громкие крики, как в это время, когда я старался расшевелить и завлечь в свои игры Валека и Марусю. Однако это удавалось плохо».
Маруся не любит активные игры и предпочитает тихо играть с цветами.
«Действительно, когда я растормошил ее и заставил бежать, Маруся, заслышав мои шаги за собой, вдруг повернулась ко мне, подняв ручонки над головой, точно для защиты, посмотрела на меня беспомощным взглядом захлопнутой пташки и громко заплакала. Я совсем растерялся.Источник: Глава V
— Вот, видишь,— сказал Валек,— она не любит играть.
Он усадил ее на траву, нарвал цветов и кинул ей; она перестала плакать и тихо перебирала растения, что-то говорила, обращаясь к золотистым лютикам, и подносила к губам синие колокольчики».
«Под другим окном сидела с кучкой цветов, перебирая их, по своему обыкновению, Маруся…»
Маруся привыкла голодать и каждый раз искренне радовалась, когда получала какое-то угощение.
«Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком восторга; бледное лицо девочки вспыхивало румянцем, она смеялась, и этот смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах, вознаграждая за конфеты, которые мы жертвовали в ее пользу».
Маруся любит Тыбурция, который проявляет к ней отеческую заботу.
«— Да, любит,— сказал он уже гораздо увереннее.— Он постоянно обо мне заботится и, знаешь, иногда он целует меня и плачет…Источник: Глава V
— И меня любит и тоже плачет-— прибавила Маруся с выражением детской гордости».
Большим утешением для больной Маруси становится красивая кукла, которая принадлежала сестре Васи. Мальчик принес её тайком из дома, чтобы хоть как-то порадовать умирающую девочку.
«У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды…»
«Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой…Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами».
Кукла стала для Маруси единственной радостью в её маленькой жизни.
«Как только я вынул куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, не сознавая, что с ней происходит, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место. Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости ее недолгой жизни».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Маруси вместе!
Биография
Маруся — четырёхлетняя девочка, нищая бродяжка, у которой нет ни полноценной семьи, ни собственного дома. Она появилась в небольшом городке Княжье-Вено, когда ей было три года, вместе со своим старшим братом Валеком. Отца детям заменил бродяга Тыбурций, который дарил им всю свою любовь и заботу.
Здоровье Маруси было подорвано тяжёлой, лишённой необходимого жизнью, постоянным чувством голода. Но ещё больше девочка ослабела после того, как больше года прожила в полуразрушенной сырой часовне за чертой города. Она была настолько слаба, что не могла бегать и прыгать, как все остальные дети, и постоянно чувствовала большую усталость.
Даже дружба с Васей, весёлым энергичным мальчиком, не помогла Марусе стать более подвижной. Осенью, с наступлением холодов, самочувствие Маруси резко ухудшилось, она слегла в постель и с каждым днем становилась все слабее. Вскоре девочка умерла.
Образ Маруси
В произведении Маруся предстаёт совершенно чистым, не испорченным никакими пороками ребёнком. Её милый нежный облик, мягкий смех, доброта делают её похожим на маленького светлого ангела, вынужденного безропотно сносить тяжкие испытания.
С самого рождения Маруся была лишена всего того, что составляет беззаботное и счастливое детство: уютного дома, любящих родителей, игрушек и веселых друзей. Несмотря на свой нежный возраст, девочка уже не понаслышке знала, что такое голод, и небольшой кусочек мяса был для неё изысканным и редким деликатесом.
Маруся была очень болезненным, слабым ребенком и попросту не могла понять всю прелесть активных и подвижных игр. Вместо этого она предпочитала просто сидеть на траве и спокойно перебирать цветы, слушать сказки и увлекательные истории.
Организм Маруси отчаянно сопротивлялся тем нечеловеческим условиям, в которых она вынуждена жить, однако в итоге он проиграл в неравной схватке с постоянным голодом, холодом и сыростью подземелья. Маруся умерла, испытав короткое счастье в последние дни от появления красивой куклы, которую принес ей Вася.
Вывод
В повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» маленькая девочка Маруся стала олицетворением горькой судьбы всех нищих и бездомных детей, многие их которых обречены на болезни и смерть в раннем возрасте.
Роль героини автор видит в том, чтобы донести до общественности всю необходимость гуманности и милосердия по отношению к тем, кто не по своей вине оказался за чертой бедности. Характеристика Маруси с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать доклад или сочинение.