Образ Хлестакова занимает центральное место в произведении, но всё происходящее в рамках сюжета подчинено авторской идее. Хлестаков – не конкретный человек – это целое явление, которое стало болезнью века. Легкомыслие, ложь, лень, безответственность – это, из чего Гоголь изваял образ главного героя. В нашей статье мы подробно проанализируем место, занимаемое Хлестаковым в произведении.
Место Хлестакова в комедии “Ревизор”
Главный герой – выходец из провинции – Саратовской области, работает коллежским регистратором в Петербурге. Это самая низкая ступень среди работников канцелярии, однако и с этой должностью наш герой едва справляется. Хлестаков как персонаж примитивен, глуп и поверхностен, он лишь средство для изображение современной автору действительности. Положительный персонаж концентрирует внимание читателя на своих душевных и моральных качествах, восхищает поступками, выделяется среди других. Хлестаков – явление совершенно обратное: он – отражение пороков, он удивляет своей глупостью и возмущает наглостью и легкомыслием.
Хлестаковщина
Образ главного героя получился настолько удачным, что его именем критика назвала общественное явление: желание лёгкой жизни, невежество, никчёмность, безответственность и вместе с тем претензия на власть, желание быть в центре внимания, любовь к светским развлечениям. Этот феномен так же актуален в наши дни, как и много десятилетий назад: желающие жить роскошно, наслаждаться всеми возможными благами и при этом не работать, были и будут всегда. Образ Ивана Александровича – слегка преувеличивает каждый из пороков, благодаря этому герой не может оставить читателя равнодушным к собственной персоне. Хлестаков возмутителен в своей манере врать, проигрывать родительские деньги, говорить, не думая.
Роль Хлестакова в сюжете произведения
Талант автора воздвиг далеко не положительного героя на особый пьедестал: “липовый” ревизор вывернул наизнанку всю подноготную чиновничества маленького уездного городка. При этом страх перед разоблачением, увольнением с насиженных тёплых мест сильнее здравого смысла. Человек, который не способен управлять собственными мыслями, не представляющий из себя ничего, держит в страхе городское начальство. Его одежда, манеры, странные высказывания – формируют образ пустого и ограниченного человека, но перед ним пресмыкаются, его превозносят, принимая за “министра”.