В любом литературном произведении существует интрига. Зачастую главной сюжетной линией служит любовная интрига. В пьесе же Н. В. Гоголя «Ревизор» огромную роль играет так называемая «миражная интрига».
Понятие «миражной интриги»
Термин «миражная интрига» впервые употребил литературный деятель А. А. Григорьев по отношению к пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Этот же термин позднее использовал в своей работе Ю. Манн. Что же представляет собой «миражная интрига» в комедии «Ревизор»?
Мираж – нереальный объект, что-то не существующее, что кажется реальностью. Интрига – запутанное событие, в произведениях зачастую – завязка сюжета, на распутывании которой и строится повествование.
Получается понятие «миражная интрига» – это интрига, которой нет, интрига, которую персонажи сами себе придумали. Завязка сюжета происходит из-за того, что Хлестакова принимают за другого человека, за ревизора. Завязка «миражной интриги» происходит в тот момент, когда Бобчинский и Добчинский принимают Ивана Александровича за высокопоставленного чиновника.
Хлестаков и «миражная интрига»
Смысл «миражной интриги» заключается в том, что Хлестаков, обдурив весь уездный город, на самом деле никого не обманывал. Этот персонаж на протяжении всей пьесы просто плыл по течению, не отказывался от преподносимых ему даров, при этом до конца не понимая, за что на него свалилось такое счастье. Жители города от страха приняли за ревизора человека, который ни капли на него не был похож. Однако их настолько сковал страх, что они сами придумывали себе логические объяснения всем поступкам Хлестакова. Его заглядывание в тарелки, странная речь – все воспринималось, как попытка запутать следы. А сам Хлестаков хоть и является героем отрицательным, глупцом и пройдохой, не вынашивал никаких коварных планов по одурачиванию городничего и государственных служащих.
Характер Хлестакова
«Миражная интрига» имеет место быть в комедии благодаря характеру главного героя. Безответственный и безалаберный 23-х летний человек попадает в довольно комичную ситуацию. Его принимают за ревизора, а он, не понимая, что происходит, начинает подыгрывать городничему и его свите. Хлестаков весьма глуп и не стремится выяснить причину повышенного к себе внимания. Лишь в четвертом действии он узнает, что все видят в нем проверяющего. Тут уж главный герой показал себя во всей красе и его ложь достигает космических масштабов. Он рассказывает окружающим, что у него огромный особняк в Санкт-Петербурге, что он лично знаком с Пушкиным и сам занимается литературой. Герой обещает жениться на дочери городничего, не забывая флиртовать при этом с ее матерью. Этот поступок говорит о несерьезности и о неуважении к женщинам.
Так же легко и непринужденно, как появился, также он и исчезает, оставляя одураченных чиновников в полном одиночестве и с нерешенными проблемами.