Центральный образ в комедии “Ревизор” Н. В. Гоголя – мелкий петербуржский чиновник Иван Александрович Хлестаков. В нашей статье мы подробно остановимся на обобщающем смысле образа Хлестакова, его актуальности.
Смысл образа Хлестакова
Главный герой – отражение гоголевской эпохи: мелкий чиновник, мечтающий об удовольствиях светской жизни, врун и глупец. Иван Александрович настолько не приспособлен к жизни, что даже собственный слуга не уважает его. Игрок, кутила, модник – главный герой постоянно в долгах, которые приходится выплачивать его родителям. Карьера, служба, работа – не интересуют Хлестакова.
Он хочет “срывать цветы удовольствия” и ничего для этого не делать. Такого жизненного принципа придерживались многие современники Гоголя, подобный тип людей встречается и сейчас. Актуальность проблематики произведения вне всяких сомнений. Взяточничество, мошенничество, отсутствие ответственности, легкомыслие – бич нашего времени. автор попытался показать современникам их отражение в своём “художественном” зеркале. Получилось гениально: низкий, пустой, никчёмный человечишка держит в страхе весь город, все чиновники трепещут, решив, что он проверяющий.
Хлестаковщина
Несомненно, такой сильный тип персонажа не мог остаться без внимания общества. Его имя стало нарицательным для особого явления: стремления жить не по средствам, нечестно, легкомысленно и безответственно. Взяточничество, примитивное враньё, откровенная глупость, неумение мыслить рассудительно и принимать решения – целая коллекция пороков стала визитной карточкой главного героя. Хлестаковщина живуча и по сей день, едва ли это явление когда-нибудь исчезнет в мире людей.
В чём особенность образа?
Чем же интересен и необычен образ главного героя: он близок любому из нас. Он заставляет задуматься, вызывает множество эмоций, раскрывает все грани человеческой сущности. Хлестаков по своей простоте и наивности ведёт себя удивительно естественно и вместе с тем низко: легко берёт взятки, врёт, как дышит, сам верит в свою придуманную реальность. Хлестаков легко отказывается от своей реальной жизни, и сам не замечая того, создаёт мирок, где он “царь” и “бог”. Он искренне верит, что его призвание – управлять людьми, жить богатой светской жизнью, вести философские разговоры и наслаждаться дамским обществом. Герой очень естественен в этой “игре”, но возвращение в реальность неминуемо.