Текст «Слова о полку Игореве» много веков волнует исследователей. Художественный текст сразу признали памятником художественной литературы. Образ автора в «Слове о полку Игореве» – это и загадка, и гениальный образ мыслителей прошлого, мудрых и честных, открытых и тайных, скромных и гениальных.
Загадка многих веков
Кто создал уникальный текст русской истории «Слово о полку Игореве», до сих пор неизвестно. Ученые ищут источники, цепляются за детали, но кроме рассуждений не могут предоставить ничего. Нет ни одного имени, которое могли считать автором текста. Есть только характеристики автора, но и они – это умозаключения, сделанные на основе внимательного чтения произведения. Автор «Слова…» точно не летописец. Его речь отличается от простых сказаний, точно передающих увиденные события. Он не историк, ученый писал бы о походе Игоря совершенно с других позиций. Автор произведения знает историю, но предлагает ее оценивать, искать уроки в прошлом Руси. Он дает свое восприятие, разрешает с ним спорить. Исследователи считают, что автор не только отличный историк, но близок к литературе, культуре своего времени. Такие знания мог иметь представитель высшего класса. Им были доступны данные о междоусобных тяжбах, причинах споров и княжеских желаний.
Выводы ученых
Исследователи ставят множество вопросов. Откуда знает автор «Слова…» детали описываемых событий? Возможно, он участвовал в битве с половцами, был в плену. Может, он оказался с теми, кто помог Игорю сбежать, поддержал и был рядом? Есть мнение, что сам Игорь рассказчик истории. Эпитеты и краски боя настолько реальны, что согласиться с такими выводами несложно. Бесспорно, что в биографии создателя памятника русской литературы были войны. Он не сторонний наблюдатель сражений, пожарищ и гибели людей. Душа автора очень откровенна. Он пережил то, что пытается донести и записать на листе бумаги. Черты автора «Слово о полку Игореве» собираются учеными по крупинкам.
Еще одно мнение: автор близок к киевскому князю. Весь текст – призыв к возвращению Руси к силе, которое возможно только в единстве. Поход Игоря рассказан как урок: вот к чему приводит безрассудство, поиск славы для одного себя. Ближе автору Ярославна и Святослав. Плач женщины-матери – олицетворение русской веры, а призыв князя – символ мудрости старших. Славить так, как это делает автор, может только человек очень грамотный и образованный. Он умеет что-то открыть для читателя, главное скрыть, заставить понять и прочувствовать самостоятельно.
Мнение Д. Лихачева
Литературовед Д. Лихачев посвятил анализу «Слова…» несколько исследовательских работ. Критик убедился, что автор близок к Игорю и Святославу. Выбрать певца своей истории князья могли только человеку из своего окружения. Разрешить осуждать поход сына «чужаку» даже в прошлые века было опасно. Он мог не правильно представить события, исказить их и предоставить ложные данные. Д. Лихачев изучил речь автора. Он пришел к выводу, что создатель текста был профессиональным поэтом. Формы строф, их чередование, подбор звучания строчек подчиняются законам поэтического слова. Автор сумел подвести сюжет под поставленную цель: единение княжеств Руси. Критик доказывает, что целью памятника литературы был призыв к идейному пониманию крепости русского духа, в единстве и сплочении.