Петербург – это не просто город. Это своего рода символ одной из сторон русской души, вызывающий любовь или неприятие, но едва ли оставляющий кого-то равнодушным. Поэтому-то образ Петербурга в «Белых ночах» становится не просто местом действия в произведении, а его важной частью и даже героем.
Петербург в русской литературе
Писатели часто обращались к изображению Петербурга как важной составляющей идейного содержания произведения. Петербург, восхитительный, но убийственный в “Медном всаднике” Пушкина: он виной гибели бедной Параши; фантасмагоричный – в “Петербургских повестях” Гоголя: он заманивает Пискарева в ловушку, а потом сводит с ума. И, конечно, северная столица – важнейшая составляющая содержания произведений Достоевского. Петербург давит своими тесными каморками и дворами-колодцами впечатлительного Раскольникова и запутывает в переплетениях улиц героя “Двойника” – господина Голядкина.
Не исключение и “Белые ночи” – произведение, само название которого уже наводит на мысль о городе Петра.
Петербург и Мечтатель
В повести Достоевского “Белые ночи” мы видим северную столицу глазами главного героя – Мечтателя. Это человек, живущий в своих мечтах и иллюзиях, робкий, но эмоциональный и чувствительный. Он почти не общается с людьми, но очень подолгу бродит по улицам, разглядывая здания и людей. И вот что удивительно. С людьми Мечтатель не сходится, а вот среди домов у него много друзей.
Здания рассказывают Мечтателю новости из своей жизни, жалуются на произвол (один дом не хочет, чтобы его перекрашивали, но его мнение никого не интересует!), делятся радостями или невзгодами. У молодого человека есть любимые домики, мостики, улочки. Есть такие уголки, в которые он приходит за утешением, когда ему плохо, как к своим близким друзьям. Вот примеры высказываний мечтателя о петербургских домах: «Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?
» Или еще: «Был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что мое сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо».Петербург для Мечтателя более одушевлен, кажется, нежели люди, его населяющие. Говоря о петербуржцах, автор нередко метонимически употребляет вместо слова «жители» название города: «Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу…» и тому подобное.
Природа Петербурга
Мечтатель внимателен к природе. В день встречи с Настенькой он ходил за город и от этого чувствует себя счастливым. Он любит рассуждать о погоде и все время старается угадать, будет ли следующий день теплым и солнечным или мрачным и пасмурным. А еще герой очень любит солнце.
Чем объяснить такое отношение героя к неласковой питерской природе? Возможно, в нем так много радости и добра, что он переносит свои чувства и ощущения на все, что его окружает. Он вкладывает душу в свой город, дарит ему любовь, поэтому Петербург кажется ему одушевленным, добрым и приветливым. Ведь добрый и чистый человек часто приписывает такие же качества всем окружающим, подобно тому, как хитрец постоянно боится быть обманутым.
Петербург – это удивительный город, который поистине стал героем многих произведений русских классиков вообще и Достоевского в частности. Но, наверное, ни в одной книге он не предстает перед читателем таким радостным и дружелюбным.