Богатый аристократ, баловень судьбы, любимец женщин – у ног Евгения Онегина всё, о чём можно только мечтать. Сытая, роскошная, беззаботная жизнь, казалось бы, должна принести абсолютное счастье. Каждый день столичной аристократии подобен празднику, такой уклад вполне устраивает тех, кто с детства привык к мехам и забавам. Отчего же Онегин не чувствует себя счастливым? Онегин – “лишний человек”, он стал исключением из правил, “эгоистом поневоле”.
Рождённый временем, но всем чужой
Проблема героя в том, что он слишком умён, чтобы радоваться бесплодному, пустому существованию. Герой воспитан и обучен для светской жизни, он не имеет представления о созидательном труде, о том, что можно что-то создавать, радоваться результату, помогать другим людям. Ни его отец, ни другие родственники не были примером трудолюбия, не занимались физическим трудом. Евгений не в состоянии заняться чем-то всерьёз, длительно посвящать себя чему-то: ему всё противно, тошно, неинтересно. Созданный современным обществом, такой человек оказался “лишним” в этом же обществе.
Игры, в которые играет высший свет надоели Онегину слишком рано, а найти себя ему крайне трудно – мешает лень, пресыщенность и отсутствие цели в жизни. “Упорный труд ему был тошен”- эта цитата даёт важнейшую характеристику образу Онегина: всё, за что брался наш герой ему очень скоро надоедало. Поверхностна была и жизнь персонажа, он “снимал сливки”, но такой уклад слишком быстро стал противен герою.
Беда Онегина – неумение ценить то, что имеешь, радоваться простым вещам, потеря вкуса к жизни. Лень – верный спутник Онегина, и это относится не только к физической стороне жизни, его душа и ум так же ленивы и непривычны к работе, как и руки.
Зависимость от высшего общества
Парадокс такого уникального типа человека, как Онегин в том, что оторвавшись от своей бурной жизни физически (Евгений уезжает в провинцию, получив наследство дяди), он не смог освободиться от её законов морально. Он стал изгоем среди помещиков, от него отвернулись соседи – но это не особо расстроило нашего героя. Образ странного помещика-одиночки даже нравится Онегину. После того, как он отменил в своём имении барщину, оставив лишь небольшой оброк, от Онегина отгородились все соседи, объявив его “неучем”, сумасбродом и “фармазоном”.
Последнее слово видоизменённое “франкмасон” – то есть человек, состоящий в тайном обществе масонов. Здесь имеется ввиду слишком свободное, вольнодумное поведение Онегина, как хозяина, его странность и нигилизм. Впрочем, и в этом направлении Евгений не был последователен. На отмене барщины его либеральные “реформы” закончились, заниматься управлением имения он не собирался.Жизнь без смысла
Типичность персонажа, выбранного Пушкиным стала его уникальностью в той ситуации, в которую его поставил автор в романе. Мнимая странность, отстранение от аристократической жизни – всё это просто видимость: Онегин очень зависим от мнения окружающих, он боится осуждения, старается соответствовать чьим-то ожиданиям. Это подтверждается его поступком – убийством на дуэли лучшего друга. Автор подчёркивает, что “он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь; он должен был обезоружить младое сердце…”.
Евгений мог предотвратить дуэль, ведь именно по его вине случился разлад между друзьями, но “вмешался старый дуэлист; он зол, он сплетник, он речист…но шепот, хохотня глупцов…». Мнение высшего света, который увидел бы Онегина “не идеальным” стало важнее жизни лучшего друга, молодого восемнадцатилетнего поэта. В следовании неписаным законам высшего общества Онегин не находил успокоения, удовлетворения и оправдания. Он не нашёл опоры в жизни ни в труде, ни в искусстве, ни в семье. Онегин “лишний” сам себе, только чувства, вырвавшиеся наружу слишком поздно могут изменить героя.