Описание смиренной, но опрятной обители станционного смотрителя важно для понимания основной идеи произведения А. С. Пушкина. Особое место занимает символичный образ картин про блудного сына.
Обстановка
Когда рассказчик вошел в дом к смотрителю, он увидел кровать, пеструю занавеску, а также горшки с бальзамином, которые были символом бережного отношения к обители. При следующем посещении Самсона Вырина, который уже перенес жизненную трагедию, этих горшков с цветами уже не было, что говорило о ветхости и небрежности.
Картины
Описание обители станционного смотрителя начинается с того, что рассказчик повествует о картинах, которые висят в доме у хозяина. Эти картины изображали историю блудного сына. На первой из них отец прощается со своим сыном, на второй – пиршество и развлечения сына, на третьей – разорившийся сын пасет свиней, на четвертой – сын возвращается к радостному отцу. Все картины сопровождались немецкими стихами.
Картины про блудного сына являются символом в произведении, так как дочь, которая оставит Самсона Вырина и уедет с офицером, также вернется к нему с раскаянием, однако уже после смерти станционного смотрителя. А. С. Пушкин фактически переосмысливает историю блудного сына в «Станционном смотрителе».
Значение слов
Стоит отметить, что «смиренной, но опрятной обителью» жилье станционного смотрителя назвал сам рассказчик, который был в тех местах и видел все своими глазами. В данных словах уже выражается оценка. Обитель – слово возвышенное, смиренное – слово, обозначающее негорделивость и отсутствие высокомерия, опрятная – ухоженная, несмотря на всю простоту. Станционному смотрителю и его дочери удавалось сохранять чистоту и комфорт в небогатом помещении.