Печорин как представитель портрета поколения явился центральным персонажем в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Этот герой стал собирательным образом не только типа «лишнего человека», но и эпохи, в которой жил автор произведения.
Смысл названия
М. Ю. Лермонтов хотел показать такого героя, которого можно было бы по праву назвать человеком эпохи. Писатель делает акцент на этом, поэтому называет роман «Герой нашего времени», чтобы читатель с самого начала чтения искал себя в лице главного героя. Столь оригинальное название произведения говорило о том, что в центре внимания находится представитель современного М. Ю. Лермонтову общества.
Писатель показывал, что умные и деятельные люди не могут найти место в жизни. Не случайно основное действие романа происходит на Кавказе, куда часто отправляли свободолюбивых людей того периода. Они были «лишними людьми», таким же был и Печорин.
Печорин не понят обществом, однако он является представителем поколения. Подчеркивается, что в современной М. Ю. Лермонтову эпохе таких людей было много.
Роль Предисловия
Так как роман М. Ю. Лермонтова оценивался неоднозначно, а особенно критике подвергался образ Григория Печорина, который, по мнению читателей, не мог походить на «героя времени», писателю пришлось написать Предисловие, в котором он рассказал подробнее о своем герое.
В Предисловии М. Ю. Лермонтов отмечал, что, несмотря на то что многие «обижались» тому, что им в пример ставят «безнравственного человека», некоторые видели в портрете Печорина себя или своих знакомых.
М. Ю. Лермонтов говорит, что Печорин – портрет поколения, причем портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Для автора было важно не высмеять или осудить пороки Печорина, а показать их читателю, раскрыть душу героя.Особенности образа
Печорин – вечно скучающий и вечно ищущий себя в жизни. Его судьба, его понимание собственной личности, его сомнения и рассуждения, его страдания – все это явилось признаком эпохи.
Печорин является представителем светского общества, который борется с этим обществом. Ему наскучило все то, что он видит вокруг себя. Ему наскучили все проявления жизни, включая и женщин, хотя только их он и любил в своей жизни.
Произведение построено так, что Печорин оказывается в совершенно разных ситуациях, помогая рассмотреть его характер с разных сторон. Все эти стороны Печорина и отражают особенности представителей той эпохи. Чтобы показать образ главного героя с разных сторон, писатель также вкладывает историю его жизни в уста других персонажей. Сначала читатель слышит про Печорина от Максима Максимыча, затем видит его глазами рассказчика, а после анализирует Печорина по его собственным выводам и умозаключениям, отраженных в его дневнике.
Разочаровавшись в жизни, Печорин ищет новых приключений, новых эмоций и чувств. Он понимает свою сущность, подчеркивая свое самолюбие и эгоизм. Главный герой уверен, что не способен никому принести счастья и не способен сам жить счастливо. Однако он пытается что-то сделать, найти себя, обрести истину жизни. От того, что у Печорина не получается найти собственное «я», не получается найти себе применения в обществе, он сильно страдает.