Пьер Безухов является одним из главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В произведении он предстаёт одним из лучших, во всех смыслах достойных представителей высшего общества, который после долгих и мучительных поисков истины обретает смысл жизни, заключающийся в абсолютной любви к ближнему. Характеристика Пьера Безухова имеет большое значения для раскрытия других персонажей романа, с которыми он находится во взаимодействии. В сравнении с искренним и добродушным Пьером как нельзя лучше проявляются все пороки светского общества.
Краткая характеристика
Полное имя — Петр Кириллович Безухов.
Возраст — в начале произведения — 20 лет.
Род занятий — придворный чиновник.
Семья — отец Кирилл Владимирович, первая жена — Элен Курагина, вторая жена — Наташа Ростова и их четверо детей.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — незаконнорождённый сын знатного и богатого вельможи..
Воспитание — характерное для дворянских семейств.
Образование — характерное для дворян получил за границей.
Внешность — высокий, массивный, полный молодой мужчина в очках.
Характер — спокойный, добрый, слабовольный, страстный, щедрый, доверчивый, верный, стеснительный, рассеянный, наивный.
Положительные черты — добрый, дружелюбный, спокойный, миролюбивый, щедрый, верный друг, образованный, способный на глубокие чувства.
Отрицательные черты — ленивый, непрактичный, рассеянный, подверженный страстям и порокам, доверчивый.
Произведение — «Война и мир».
Автор — Лев Николаевич Толстой.
Цитатная характеристика
Описание образа Пьера Безухова с цитатами позволит раскрыть героя, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Пьера Безухова основан на том, что он является незаконнорождённым сыном богатого и влиятельного графа Безухова, который в начале произведения находится при смерти.
«…молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова…»
«Разговор зашел о главной городской новости того времени — о болезни известного богача и красавца екатерининского времени старого графа Безухова и о его незаконном сыне Пьере…»
«…это сын графа Кирилла Владимировича Безухова».
«Кажется… и Пьер незаконный.Источник: Том 1, часть 1, Глава VII
Гостья махнула рукой.
— У него их двадцать незаконных, я думаю».
Пьер Безухов является дальним родственником князя Василия Курагина.
«Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью».
В статусе незаконнорождённого сына Пьер Безухов занимает низшую ступень в светском обществе.
«Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне».
После возвращения из-за границы юный Пьер Безухов впервые оказывается в столичном светском обществе. Он не знает тонкостей поведения и общения, и князь Василий Курагин называет его «медведем», то есть грубым, неотёсанным человеком.
«Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе».
«Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.Источник: Том 1, часть 1, Глава III
— Образуйте мне этого медведя, — сказал он. — Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин».
По велению отца Пьер Безухов едет в столицу, где поселяется в доме дальнего родственника Василия Курагина, чтобы осмотреться и выбрать себе дальнейшую карьеру. Но, вместо того чтобы заняться делом, он участвует в кутежах в компании с Анатолем Курагиным.
«…отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на все согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помо́га». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал».
«Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля…»
С юных лет лучшим другом Пьера является Андрей Болконский.
«Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея…»
Пьер — любимый сына старого графа, который перед смертью решает узаконить его права, написав прошение самому государю.
«Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был».
«…по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние».
После смерти графа Безухова наследником его огромного состояния становится Пьер, который был утверждён в своих законных правах.
«…вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит все».
«…то, ежели письмо написано государю и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…»
«…Пьер — наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России».
«Сорок тысяч душ и миллионы».
«…молодой человек, которого мы все знали под именем просто Пьера, сделался графом Безуховым и владельцем одного из лучших состояний России…»
«Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым…»
После получения наследства Пьер Безухов стараниями князя Василия был определен в дипломатический корпус.
«Я его просил о тебе, и ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер-юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта».
Безухов, пленённый красотой Элен Курагиной, становится её супругом.
«Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых».
Самое большое поместье Пьера Безухова расположено в Киевской губернии.
«…ехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян».
Пьер вступает в ряды масонов и в 1808 году становится во главе столичного масонства.
«…принадлежность его к тому масонскому обществу, с которым он был связан клятвой…»
«Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства».
Благодаря любовной связи своей супруги Пьер получает придворную должность камергера.
«Со времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры…»
«Пьер был тем отставным, добродушно доживающим своей век в Москве камергером, каких были сотни… вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись, побранить слегка правительство, член московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества».
В 1813 году овдовевший Безухов берет в жены Наташу Ростову.
«Свадьба Наташи, вышедшей в 13-м году за Безухова, было последнее радостное событие в старой семье Ростовых».
После окончания войны Пьер становится одним из основателей тайного общества, недовольных действиями правительства.
«Два месяца тому назад Пьер, уже гостя у Ростовых, получил письмо от князя Федора, призывавшего его в Петербург для обсуждения важных вопросов, занимавших в Петербурге членов одного общества, которого Пьер был одним из главных основателей».
Внешность
В начале произведения, в 1805 году, Пьер был молодым человеком, ему едва исполнилось 20 лет.
«…за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву…»
«…простодушной горячностью молодою человека…»
«Как это бывает в первой молодости…»
Портретная характеристика Пьера основана на его массивном телосложении и высоком росте. Пьер склонен к полноте.
«…массивный, толстый молодой человек…»
«…Пьер был несколько больше других мужчин в комнате…»
«Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками».
«…смотрели на этого большого, толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень…»
Чревоугодие и зависимость от вина становятся причиной того, что Пьер Безухов становится очень толстым человеком. У него тучное телосложение.
«…доктора говорили ему, что с его корпуленцией вино для него опасно, он очень много пил».
«Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу…»
«Пьер за этот год так потолстел, что он был бы уродлив, ежели бы он не был так велик ростом, крупен членами и не был так силен, что, очевидно, легко носил свою толщину».
Пьер неуклюж и очень силён.
«Пьер был неуклюж…»
«…неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу…»
«— Ну-ка ты, силач, — обратился он к Пьеру.Источник: Том 1, часть 1, Глава VI
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском где сломал, где выворотил дубовую раму».
«Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему».
«И он ухватил медведя и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате».
«…благодаря своему сильному сложению и здоровью…»
У Пьера короткие стриженые волосы.
«…молодой человек с стриженою головой…»
У Пьера плохое зрение, и он носит очки.
«…молодой человек с стриженою головой, в очках…»
«Пьер снял очки…»
«…ласково глядя ему в глаза через очки».
«…он наивно смотрел в очки вокруг себя…»
Улыбка освещает всё лицо Пьера, которое сразу принимает добродушное, детское выражение.
«Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».
«…показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: “Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый“».
«Пьер улыбнулся своею доброю улыбкой».
У Пьера искреннее, добродушное выражение лица.
«Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту».
В юности Пьер следит за собой, носит модную одежду.
«…светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».
Внешний вид Пьера Безухова меняется после пребывания в плену. Он заметно худеет, отращивает бороду и усы, его взгляд становится твёрдым и спокойным.
«Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно-готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера».
Черты характера и поступки
Пьер Безухов выделяется в столичном светском обществе своим естественным и несколько наивным видом. Это добродушный, искренний человек.
«…к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной».
«Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки».
«…выражением добродушия, простоты и скромности».
«…простодушной горячностью молодою человека…».
«…вы видите, какой я добрый и славный малый».
«…ты один живой человек среди всего нашего света».
Пьеру тяжело соблюдать условности света, в обществе он ведет себя очень непосредственно и простодушно, без тени лицемерия.
«Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушел; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги…»
«Он все боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он все ждал чего-нибудь особенно умного… Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди».
«…он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное».
Пьер привык говорить то, что думает. Часто его речи кажутся наивными.
«— Нельзя, mon cher (франц. — мой друг), везде все говорить, что только думаешь».
«Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать».
Молодой Безухов очень любит спорить.
«Какой вы спорщик, мсье Пьер!»
«— Я и с мужем вашим все спорю…»
Одна из характерных черт Пьера — рассеянность.
«…вся его рассеянность…»
«…с видом совершенной рассеянности, потирал пальцем переносицу».
«Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем-то своим, особенным».
«Это самый рассеянный и смешной человек…»
Пьер Безухов — мягкий, слабовольный человек.
«…князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием — силы воли».
«…как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными…»
«…Пьер говорил себе: «Да что ж это? Нужна решимость! Разве нет у меня ее?»
Пьер не чувствует своего истинного призвания в жизни. При всех своих талантах он долгое время не может понять, чем ему заниматься.
«Ну, что ж, ты решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? — спросил князь Андрей после минутного молчания.Источник: Том 1, часть 1, Глава V
Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.
— Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».
«Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал».
«Я свободен пока, и мне хорошо. Я только никак не знаю, что мне начать».
«Выбери, что хочешь; это все равно. Ты везде будешь хорош…»
«Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге…»
В юности Пьер Безухов, оказавшись под влиянием Анатоля Курагина, проводит время в кутежах.
«…перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все…»
«Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля…»
«Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера».
В компании Анатоля и Долохова Пьер нередко попадает в неприятные ситуации. Он портит себе репутацию дурной выходкой с медведем.
«— Он дурно выбирал свои знакомства, — вмешалась княгиня Анна Михайловна. — Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухова выслан в Москву».
«…они втроем достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина с спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем».
Пьер — стеснительный человек, который нередко чувствует неловкость в присутствии других людей.
«…спросил Пьер неловко, как всегда…»
«…неловко сидел посредине гостиной…»
Одним из пороков Пьера Безухова является чревоугодие. Он любит вкусно и много есть, в больших количествах употребляет вино.
«Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел… он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина…»
«Он много и жадно ел и много пил, как и всегда».
«Он любил хорошо пообедать и выпить…»
Получив после смерти отца титул графа и многомиллионное состояние, Пьер Безухов оказывается в центре повышенного внимания. По наивности он считает, что интересен людям как личность, и верит льстивым речам.
«Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было… принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица — деловые, родственники, знакомые — все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера».
«…он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен».
«Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто-нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его».
Элен Курагина с легкостью очаровывает молодого, неопытного Пьера. Безухов знает о сомнительной репутации красавицы, но закрывает глаза на её поведение, пытается оправдать её — настолько сильно его влечет к ней.
«…улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо его».
«Читая это место, Пьер в первый раз почувствовал, что между ним и Элен образовалась какая-то связь, признаваемая другими людьми…»
«…он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою и как все то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою».
«…был смешон, взволнован и глуп (как должен быть влюбленный) в присутствии Элен, но все еще не делал предложения».
«…ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье-то чужое место. «Не для тебя это счастье, — говорил ему какой-то внутренний голос. — Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя»».
Пьер Безухов был глубоко несчастен в браке: Элен изменяла мужу, ни во что не ставила.
«…он очень несчастлив, — сказала она. — Ежели правда, что мы слышали, это ужасно…Источник: Том 2, часть 1, Глава II
— Долохов, Марьи Ивановны сын, — сказала она таинственным шепотом, — говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорвиголова за ней…»
«…он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею».
Безухов не имеет навыков стрельбы из пистолета, однако вызывает Долохова, опытнейшего дуэлянта, на дуэль, так как понятие чести и желание восстановить справедливость для него превыше всего.
«Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда? — сказал он, неестественно кротко улыбаясь. Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаться. — Ах, да, вот как, я знаю, я забыл только, — говорил он».
Всегда спокойный, милый, добрый Пьер мог превратиться в настоящего зверя, если был чем-то сильно разозлен или возмущен. Цинизм Элен настолько сильно задевает Безухова, что в припадке ярости он чуть было не убивает её.
«— Я тебя убью! — закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее… Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: “Вон!” — таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы Элен не выбежала из комнаты».
В попытке обрести смысл жизни некогда неверующий Пьер Безухов вступает в общество масонов.
«— Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, — с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду».
«Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?Источник: Том 2, часть 2, Глава III
— Нет, я считал ее несправедливою и не следовал ей, — сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. — Я был атеистом, — отвечал Пьер».
«Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами Глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек… он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни».
При вступлении в ряды масонства Пьер анализирует собственную жизнь и приходит к неутешительному выводу, что живёт он в праздности и разврате, не имея никакой цели и не принося пользу ближним.
«— Нет, я ненавижу свою жизнь, — сморщась, проговорил Пьер».
«Но вы не думайте, чтоб я был так дурен. Я всей душой желал быть тем, чем вы хотели бы, чтоб я был; но я ни в ком никогда не находил помощи… Впрочем, я сам прежде всего виноват во всем. Помогите мне, научите меня, и, может быть, я буду…»
«Он был, как ему казалось, порочным только потому, что он как-то случайно запамятовал, как хорошо быть добродетельным».
Из самых тяжких своих пороков Пьер считает свою тягу к женщинам.
««Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» — перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная, которому отдать преимущество.Источник: Том 2, часть 2, Глава III
— Женщины, — сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер».
Главными добродетелями Безухова является щедрость и искренняя любовь к ближнему. Добротой и безотказностью Пьера пользуются все, кто знает его.
«…и из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что зато он исполнял другое назначение — исправления рода человеческого, и имел другие добродетели — любовь к ближнему и в особенности щедрость».
«Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех. Бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги — никто и ничто не получало отказа, и ежели бы не два его друга, занявшие у него много денег и взявшие его под свою опеку, он бы все роздал».
Под влиянием масонства Пьер старается быть лучше. Он искренне хочет облегчить жизнь своим крестьянам, планирует различные нововведения, однако в силу своей непрактичности и слабовольного характера не доводит начатое до логического завершения.
«Жить только так, чтобы не делать зла, чтобы не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял все счастие жизни».
«Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работами, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы».
«Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом».
Спустя время Пьер Безухов возглавляет петербургское масонство и за собственный счёт решает множество насущных проблем.
«Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, насколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге».
Масонство, неспособное удовлетворить духовные запросы Пьера, спустя время ему надоедает, и он возвращается к привычному образу жизни.
«Жизнь его между тем шла по-прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал».
«Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности».
В итоге Пьер превращается в типичного богатого добродушного и совершенно бесполезного для общества барина. Подобная метаморфоза очень его пугает, ведь не о такой жизни он мечтал в юности.
«В глазах света Пьер был большой барин, несколько слепой и смешной муж знаменитой жены, умный чудак, ничего не делающий, но и никому не вредящий, славный и добрый малый. В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям».
«Для московского света Пьер был самым милым, добрым, умным, веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином. Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех».
«Пьер был тем отставным, добродушно доживающим своей век в Москве камергером, каких были сотни. Как бы он ужаснулся, ежели бы семь лет тому назад, когда он только приехал из-за границы, кто-нибудь сказал бы ему, что ему ничего не нужно искать и выдумывать, что его колея давно пробита и определена предвечно и что, как он ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении. Он не мог бы поверить этому. Разве не он всей душой желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона? Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства? Разве не он учреждал школы, больницы и отпускал крестьян на волю?Источник: Том 2, часть 5, Глава I
А вместо всего этого — вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись, побранить слегка правительство, член московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества. Он долго не мог помириться с той мыслью, что он есть тот самый отставной московский камергер, тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад».
Не чувствуя себя счастливым, Пьер Безухов отчаянно пытается обрести смысл своего существования, но тщетно. Не находя ответы на мучившие его вопросы, Пьер находит утешение в вине.
«На Пьера не находили, как прежде, минуты отчаяния, хандры и отвращения к жизни; но та же болезнь, выражавшаяся прежде резкими припадками, была вогнана внутрь и ни на мгновенье не покидала его. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?»— спрашивал он себя с недоумением по нескольку раз в день, невольно начиная вдумываться в смысл явлений жизни; но опытом зная, что на вопросы эти не было ответов, он поспешно старался отвернуться от них».
«Пить вино для него становилось все больше и больше физической и вместе нравственной потребностью… Только выпив бутылку и две вина, он смутно сознавал, что тот запутанный, страшный узел жизни, который ужасал его прежде, не так страшен, как ему казалось».
Пьер решает закончить своё несчастливое и бессмысленное существование, совершив героический подвиг — освободить Россию и всю Европу от тирана Наполеона. Однако в силу своей природной слабости ему так и не удаётся совершить задуманное.
«Он должен был, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, с тем чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона».
«Пьер в своих мечтаниях не представлял себе живо ни самого процесса нанесения удара, ни смерти Наполеона, но с необыкновенною яркостью и с грубым наслаждением представлял себе свою погибель и свое геройское мужество».
«Пистолет, и кинжал, и армяк были готовы, Наполеон въезжал завтра. Пьер точно так же считал полезным и достойным убить злодея; но он чувствовал, что теперь он не сделает этого. Почему? — он не знал, но предчувствовал как будто, что он не исполнит своего намерения. Он боролся против сознания своей слабости, но смутно чувствовал, что ему не одолеть ее, что прежний мрачный строй мыслей о мщенье, убийстве и самопожертвовании разлетелся, как прах, при прикосновении первого человека».
В непростой для себя период жизни Пьер Безухов отчётливо понимает, что давно всем сердцем любит одну женщину — Наташу Ростову.
«— Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. — спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.Источник: Том 3, часть 1, Глава XX
“Оттого, что я тебя люблю!” — хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза».
«Он сказал, что он во всю свою жизнь любил и любит только одну женщину и что эта женщина никогда не может принадлежать ему… Потом Пьер объяснил, что он любил эту женщину с самых юных лет; но не смел думать о ней, потому что она была слишком молода, а он был незаконный сын без имени. Потом же, когда он получил имя и богатство, он не смел думать о ней, потому что слишком любил ее, слишком высоко ставил ее над всем миром и потому, тем более, над самим собою».
«Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».
«Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни».
Сильное светлое чувство помогает Пьеру примириться с существованием.
«Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал».
«Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».
«С того дня, как Пьер, уезжая от Ростовых и вспоминая благодарный взгляд Наташи, смотрел на комету, стоявшую в небе, и почувствовал, что для него открылось что-то новое, — вечно мучивший его вопрос о тщете и безумности всего земного перестал представляться ему. Этот страшный вопрос: зачем? к чему? — который прежде представлялся ему в середине всякого занятия, теперь заменился для него не другим вопросом и не ответом на прежний вопрос, а представлением ее».
Во время французского плена Пьер Безухов становится свидетелем казни и сам чуть было не оказывается казнён. Всё пережитое меняет его мировоззрение, однако Пьеру удается вновь принять и полюбить жизнь благодаря нехитрой философии простого солдата Платона Каратева, основанной на любви к ближнему.
«С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога».
«Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе».
Во время пребывания в плену, терпя тяжёлые лишения, Пьер Безухов полностью переосмысливает свою жизнь и обретает долгожданный душевный покой.
«…именно в это-то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении, — он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными…»
«Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представлялись теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека».
Французский плен становится одним из ключевых событий в жизни Пьера. Он всю жизнь вспоминает о нём с большой благодарностью, поскольку именно там он смог возродиться к новой, счастливой жизни.
«В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка…»
«А между тем впоследствии и во всю свою жизнь Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и, главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».
«— Говорят: несчастия, страдания, — сказал Пьер. — Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали; хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради Бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, — сказал он, обращаясь к Наташе».
После всего пережитого Безухов обретает настоящую, искреннюю веру в Господа.
«Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, — не веру в какие-нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание Бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уже говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной».
После переосмысления своей жизни Пьер Безухов становится более внимательным к окружающим его людям, проявляет искренний интерес к ним.
«Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям — вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.Источник: Том 4, часть 4, Глава XIII
Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны».
«И страстную любовь итальянца Пьер теперь заслужил только тем, что он вызывал в нем лучшие стороны его души и любовался ими».
«А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, сухой и по-своему гордой княжне человеческие чувства».
В браке с Наташей Пьер Безухов чувствует себя счастливым человеком, нашедшим верный путь в жизни.
«После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо: все не совсем хорошее было откинуто».
Пьер стал не только достойным отцом семейства, но и человеком с активной гражданской позицией, которому небезразлична судьба отечества.
«Пьер сказал то, что он начал. Это было продолжение его самодовольных рассуждений об его успехе в Петербурге. Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру.Источник: Эпилог, часть 1, Глава XVI
— Я хотел сказать только, что все мысли, которые имеют огромные последствия, — всегда просты. Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто».
Воспитание
Детские и юные годы Пьер Безухов провел за границей, где получил воспитание и образование.
«Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе».
«Для Пьера, воспитанного за границей…»
«Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста».
Характеристика Пьера Безухова другими героями
Андрей Болконский
Андрей Болконский, воспитанный в свете, очень дорожит искренним Пьером, привыкшим открыто говорить всё, что думает.
«— Нельзя, mon cher (франц. — мой друг), везде все говорить, что только думаешь».
«Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя».
«— Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света…»
Восторженные умозаключения Пьера Болконский считает детскими, глупыми речами и чувствует свое превосходство над наивным другом.
«Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать».
«Князь Андрей добрыми глазами смотрел на него. Но во взгляде его, дружеском, ласковом, все-таки выражалось сознание своего превосходства».
Болконский видит все достоинства Пьера Безухова и считает, что тот сможет реализовать их на любом профессиональном поприще.
«Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это все равно. Ты везде будешь хорош…»
Князь Андрей осуждает Безухова за его безнравственный образ жизни, который, по его мнению, не соответствует богатому внутреннему миру Пьера.
«…но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все…»
Болконский считает Пьера добрейшим человеком с золотым сердцем.
«…что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце».
Подробная характеристика Андрея Болконского.
Василий Курагин
Василий Курагин, будучи светским человеком до кончиков ногтей, несколько презирает Пьера за его неумение держать себя в свете.
«Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.Источник: Том 1, часть 1, Глава III
— Образуйте мне этого медведя, — сказал он. — Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин».
Подробная характеристика Василия Курагина.
Наташа Ростова
Наташа Ростова считает Пьера очень добрым и великодушным человеком.
«Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть».
Став супругой Пьера Безухова, Наташа не перестает искренне восхищаться его качествами.
«Наташа не сомневалась бы в том, что мысль Пьера была великая мысль, но одно смущало ее. Это было то, что он был ее муж, “Неужели такой важный и нужный человек для общества — вместе с тем мой муж?“
Подробная характеристика Наташи Ростовой.
Анна Павловна Шерер
Своим отношением Анна Павловна подчеркивает низкий статус Пьера в обществе в тот период, когда он был лишь незаконнорождённым сыном графа Безухова.
«Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие…»
Своей искренностью, непредсказуемостью и неумением держать себя в свете Пьер Безухов пугает светскую львицу Анну Шерер. Она считает его испорченным, развращённым молодым человеком.
«…при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной».
«…это безумный молодой человек, испорченный развратными идеями века».
Подробная характеристика Анны Шерер.
Лиза Болконская
Лиза Болконская отмечает любовь Безухова к спорам.
«Какой вы спорщик, мсье Пьер!»
Подробная характеристика Лизы Болконской.
Жюли Карагина
Жюли Карагина считает Пьера Безухова, несмотря на его богатство и высокое положение в обществе, ничтожным, недостойным внимания человеком.
«Представьте себе, три княжны получили какую-то малость, князь Василий ничего, а Пьер — наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России… с тех пор, как молодой человек, которого мы все знали под именем просто Пьера, сделался графом Безуховым и владельцем одного из лучших состояний России, — я забавляюсь наблюдениями над переменой тона маменек, у которых есть дочери-невесты, и самих барышень в отношении к этому господину, который (в скобках будь сказано) всегда казался мне очень ничтожным».
Баздеев
Масон Баздеев прямо и открыто указывает Пьеру Безухову на его недостатки и пороки: развращенность, равнодушие к окружающим, нежелание творить добро, инфантильность, праздность.
«Посмотрите на свою жизнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, все получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет. Вы пользовались их трудами, чтобы вести распутную жизнь. Вот что вы сделали. Избрали ли вы место служения, где бы вы приносили пользу своему ближнему? Нет. Вы в праздности проводили свою жизнь».
Николай Ростов
В молодости Николай Ростов считает Безухова недостойным мужчиной, тряпкой.
«Ростов недоброжелательно смотрел на Пьера, во-первых, потому, что Пьер, в его гусарских глазах, был штатский богач, муж красавицы, вообще баба».
Ростов отмечает философский, мечтательный склад характера Пьера Безухова.
«…сказал Николай. — Да, Пьер всегда был и остается мечтателем…»
Подробная характеристика Николая Ростова.
Николенька Болконский
Николенька Болконский уважает Пьера и восхищается им, считая самым умным, добрым и образованным человеком.
«Пьера же он обожал. Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер».
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Пьера Безухова вместе!
Биография
Пьер Безухов — внебрачный сын вельможи, богатого и влиятельного графа Кирилла Владимировича Безухова. В возрасте 10 лет мальчик был отправлен с гувернёром-аббатом за границу, где он получил образование.
Когда Пьеру исполнилось 20 лет, он вернулся в Россию, застав отца при смерти. Пьер поселился у родственника отца, князя Василия Курагина, и в компании его беспутного сына Анатоля прожигал жизнь в распутстве и пьянстве.
Перед смертью Кирилл Безухов, горячо любивший Пьера, оставил завещание с письмом к императору Александру, в котором просил признать Пьера его законным сыном. Князь Василий всячески способствовал тому, чтобы завещание графа не было озвучено, однако письмо дошло до государя, и в честь былых заслуг графа Безухова его просьба была выполнена.
В итоге Пьер получил графский титул и миллионное наследство своего отца. Став самым завидным женихом в России, он вскоре женился на красавице Элен Курагиной. Этот брак оказался неудачным: Элен изменяла супругу. Спасая свою честь, Пьер вызвал на дуэль соперника, офицера Долохова, и ранил его.
После дуэли Пьер решил разъехаться с неверной супругой. В попытке обрести смысл жизни он вступает в ряды масонов, однако спустя время разочаровывается в этой организации. Не находя ответы на мучившие его вопросы, Пьер снова посвящает своё время кутежам.
Во время оккупации Москвы Безухов решил проявить геройство, убив Наполеона и тем самым освободив всю Европу от тирана. Однако ему не удалось воплотить в жизнь этот замысел. Пьер оказался в плену, который полностью перевернул его мировоззрение. Большую роль в этом сыграл простой солдат Платон Каратаев, которого Пьер запомнил на всю жизнь.
После плена Безухов, который к тому времени стал вдовцом, сделал предложение Наташе Ростовой. Этот брак оказался на редкость удачным: Пьер стал счастливым отцом четырех детей, обрел смысл жизни в том, чтобы помогать людям.
Образ Пьера Безухова
Пьер Безухов — один из ярких, сложных и противоречивых мужских образов не только в романе «Война и мир», но и во всей русской литературе. Это положительный герой, один из любимых персонажей Л. Н. Толстого, которого он проводит через множество испытаний, чтобы в итоге щедро наградить.
Пьер Безухов предстает добрым, наивным, слабовольным человеком, который по-детски искренне и непосредственно смотрит на мир. Это увлекающаяся, ведомая, легко управляемая другими натура, склонная к порокам. В душе Пьера происходит непрерывная борьба между его добрыми, разумными намерениями и бушующими страстями, которые нередко приводят к печальным последствиям.
Несчастный брак приводит к тому, что Пьер пытается найти утешение в масонстве. Однако спустя время он разочаровывается в организации, не способной открыть ему истину. Пытаясь быть более полезным, Пьер начинает проводить реформы в своих имениях, но задуманное не осуществляется из-за его непрактичности и доверчивости. Жалкие попытки стать лучше оканчиваются тем, что Пьер возвращается к своей беспутной жизни.
В порыве отчаяния Пьер решает убить Наполеона — человека, которым он некогда восхищался. Своё предназначение он видит в освобождении человечества от тирана, но этот безумный план проваливается.
Очередным испытанием на прочность для Пьера становится французский плен, но именно здесь происходит духовное перерождение героя. Находясь на волосок от смерти, постоянно испытывая мучительные лишения, он под другим углом смотрит на жизнь, и ему открывается простая истина — «человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом».
Благодаря знакомству с простым солдатом Платоном Каратаевым Пьер понимает, что Бог — живой, и находится повсюду.
Несмотря на многочисленные испытания, Пьер Безухов не разочаровывается в жизни, не падает духом. Он выбирает сторону добра, стремясь сделать мир лучше. Духовно обновлённый, он получает щедрое вознаграждение — счастливую семью и возможность помогать другим.
5 фактов о Пьере Безухове
- Поначалу писатель собирался создать роман о ссыльном декабристе, где действие разворачивается в середине XIX столетия, но в итоге передумал и остановился на 1805 годе.
- Из набросков и ранних редакций романа видно, что Толстой сменил много имён своего героя, прежде чем назвать его Пьером, — князь Кушнев, Аркадий Безухий, Пётр Иванович Медынский.
- У Пьера Безухова нет какого-то конкретного прототипа. Он имеет сходства с самим Толстым и со многими его современниками.
- Пьер носит очки, что по тем временам было большой редкостью даже среди аристократического общества.
- В конце произведения Пьер Безухов становится участником некой организации. Это было тайное общество дворян, недовольных политикой правительства. Так Пьер реализовал свою мечту сделать мир лучше.
Вывод
Пьер Безухов является одним из главных героев романа «Война и мир». Автор не скрывает своего доброжелательного отношения к умному, доброму, духовно богатому персонажу, который как нельзя лучше отражает видение писателя, как должен жить каждый человек — постоянно расти, развиваться, пребывать в бесконечном поиске, духовно обогащаться.
Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать всю важность внутренней, духовной работы человека. Только пройдя такую «мясорубку», можно стать лучше и сильнее, обрести заслуженное счастье. Цитатная характеристика Пьера Безухова позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонаж в докладе или написать сочинение.