Одним из самых ярких, запоминающихся героев в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» является Платон Каратаев — простой солдат, в прошлом крестьянин, которому удалось перевернуть сознание Пьера Безухова, вернуть ему веру в добро и любовь. Характеристика Платона Каратаева имеет большое значение, поскольку именно этот образ является ключом к пониманию всего романа. С его помощью автор доносит до читателя результаты своих нравственных поисков: счастье человека заключено в нём самом и совершенно не зависит от внешних факторов — богатства, высокого социального статуса, успеха в обществе.
Краткая характеристика
Полное имя — Платон Каратаев.
Возраст — точно не указано, шестой десяток.
Род занятий — солдат.
Семья — жена, отец, трое братьев и их семьи.
Социальное положение — крепостной крестьянин, затем солдат.
Происхождение — родом из крепостных крестьян.
Воспитание — характерное для крестьянских семейств.
Образование — отсутствует.
Внешность — невысокий крепкий мужчина лет 50 с доброй улыбкой и приятным голосом.
Характер — добрый, трудолюбивый, милосердный, ласковый, справедливый, спокойный.
Положительные черты — добрый, жалостливый, волевой, справедливый, глубоко нравственный.
Отрицательные черты — отсутствуют.
Произведение — «Война и мир».
Автор — Лев Николаевич Толстой.
Цитатная характеристика
Описание Платона Каратаева с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Платона Каратаева основан на том, что он является простым солдатом.
«…улыбаясь, сказал солдат».
«Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом…»
Платон был взят во французский плен прямо из госпиталя, где он находился на лечении вместе с другими солдатами Апшеронского полка.
«— Я-то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.Источник: Том 4, часть 1, Глава XII
— Ты кто же, солдат?
— Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали».
На службе Платон Каратаев получает прозвище «соколик».
«Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, — прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. — Соколиком на службе прозвали».
«…его звали соколик или Платоша…»
До того как попасть в армию, Платон был простым крестьянином, и у него была большая семья: старик-отец, братья с их семьями.
«Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит…».
У самого Каратаева на родине осталась только жена. У него была дочь, но умерла в раннем возрасте.
«…а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства Бог прибрал».
Во время приступа недолеченной лихорадки Платон Каратаев стремительно теряет силы. Он становится обузой для французов, и его убивают.
«С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него… чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем».
«Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что-то говорили над ним… Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел».
Внешность
Платону Каратаеву идёт шестой десяток.
«…Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет…»
Платон Каратаев — мужчина небольшого роста.
«…сидел, согнувшись, какой-то маленький человек…»
«…сказал вдруг маленький человек…»
По внешнему виду Платон Каратаев — моложавый мужчина в самом расцвете лет.
«Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности…»
Портретная характеристика Платона Каратаева основана на том, что, несмотря на возраст, он является сильным, выносливым, крепким мужчиной.
«…гибким движением перегнулся на колени…»
«…все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости…»
«Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь…»
У Каратаева прекрасные зубы и красивая улыбка.
«…зубы его, ярко-белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы…»
У Платона, несмотря на солидный возраст, нет седины в волосах.
«… ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах…»
У Платона приятная, ласковая улыбка.
«…приятная улыбка…»
«…чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки…»
У Каратаева приятный, мелодичный голос.
«И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека… заговорил тем же приятным голосом».
«…сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы…»
«…голос у него был приятный и певучий…»
«…услыхал Пьер в конце балагана тот же ласковый голос…»
Платон привык быстро говорить, не задумываясь над тем, как именно он выражает свои мысли.
«Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность».
Карие глаза Каратаева большие, круглые, выразительные.
«…большие карие нежные глаза…»
«…своими добрыми, круглыми глазами…»
Всё во внешности Платона Каратаева чем-то напоминает круг: все черты и формы тела, лица имеют мягкие, округлые линии.
«…вся фигура Платона … была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые».
«…круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее…»
Во время плена лицо Каратаева зарастает бородой. Во время выполнения работ он подвязывает отросшие волосы, чтобы не мешали ему мастерить.
«Попав в плен и обросши бородою…»
«Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой…»
Каратаев, по крестьянскому обычаю, привязывает обувь к ноге при помощи бечёвок.
«Размотав бечевки, которыми была завязана одна нога, он аккуратно свернул бечевки и тотчас принялся за другую ногу, взглядывая на Пьера. Пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу. Таким образом аккуратно, круглыми, спорыми, без замедления следовавшими одно за другим движеньями, разувшись, человек развесил свою обувь на колышки».
Платон носит то, что придётся. Его одежда состоит из французской шинели, фуражки, рваной рубахи, портков и лаптей.
«…вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях…»
«…Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке…»
Черты характера и поступки
Всем своим видом Платон Каратаев излучает спокойствие и доброту.
«Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве, в запахе даже этого человека…»
Каратаев — милосердный человек. Даже в тяжёлых условиях плена он проявляет заботу о Пьере Безухове — совершенно чужом для него человеке. Он успокаивает его, делится едой.
«— А много вы нужды увидали, барин? А? — сказал вдруг маленький человек. И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы. Маленький человек в ту же секунду, не давая Пьеру времени выказать свое смущение, заговорил тем же приятным голосом».
«— Э, соколик, не тужи, — сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. — Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так-то, милый мой».
«— Вот, покушайте, барин, — сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. — В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!»
Для Платона большое значение имеет семья: родители, жена, дети. Он не представляет, как можно жить в одиночестве.
«Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.Источник: Том 4, часть 1, Глава XII
— Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! — сказал он. — Ну, а детки есть? — продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: — Что ж, люди молодые, еще даст Бог, будут. Только бы в совете жить…»
Платон спокойно, по-философски относится к тому, что на его долю выпала тяжёлая солдатская судьба. В этом он видит провидение: отправившись служить, он спас брата, у которого была большая семья.
«…судили и отдали в солдаты… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, — а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства Бог прибрал».
«Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу — лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках… Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех — веришь — поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так-то, друг мой любезный. Рок головы ищет».
Каратаев — глубоко верующий человек.
«…быстро начал креститься, приговаривая:Источник: Том 4, часть 1, Глава XII
— Господи Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю».
«Богу молился. А ты рази не молишься?»
У Каратаева доброе, сострадательное сердце. Он с большой любовью и жалостью относится не только к людям, но и животным.
«И скота жалеть надо, — сказал Каратаев. — Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, — сказал он, ощупав собаку у своих ног».
Речь Платона Каратаева пересыпана поговорками и пословицами. На каждый случай у него припасена подходящая прибаутка.
«Каждый день утром и вечером он, ложась, говорил: «Положи, Господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег — свернулся, встал — встряхнулся»».
«Я говорю: не нашим умом, а Божьим судом».
«Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так-то старички говаривали».
«Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»
«Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати».
«Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал…»
Платон — трудолюбивый, деятельный человек, который мог делать любую работу. В плену он подрабатывает мастеровым: шьёт рубахи, обувь.
«Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят».
«…спросил его, в этом ли балагане солдат Platoche, которому он отдал шить рубаху. С неделю тому назад французы получили сапожный товар и полотно и роздали шить сапоги и рубахи пленным солдатам.Источник: Том 4, часть 2, Глава XI
– Готово, готово, соколик! — сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой…»
«- Что ж, соколик, ведь это не швальня, и струмента настоящего нет; а сказано: без снасти и вша не убьешь, — говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу…»
Каратаев — большой любитель историй, сказок и песен.
«…только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно».
«Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (все одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушай такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали».
Каратаев обладает даром красноречия. Однако ничего не знает наизусть, кроме своей молитвы, и его речь льётся естественным потоком.
«Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.Источник: Том 4, часть 1, Глава XIII
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, — так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла».
Платон не любит говорить о своей солдатской жизни, которая, судя по всему, была очень тяжёлой.
«Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был».
Несмотря на длительную солдатскую службу, Платон по своей сути остается крестьянином. В разговорах он часто называет любимую им крестьянскую жизнь «христианской».
«Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское, и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу».
«…преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта».
Платон Каратаев не имеет никаких привязанностей и в равной степени хорошо, по-доброму относится ко всем, кто его окружает.
«Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним».
Несмотря на болезнь, Каратаев никогда не жалуется на плохое самочувствие. Это очень жизнерадостный, сильный внутренне человек.
«Что, как твое здоровье? — спросил он.Источник: Том 4, часть 3, Глава XIII
— Что здоровье? На болезнь плакаться — Бог смерти не даст, — сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
— …И вот, братец ты мой, — продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах».
Характеристика Платона Каратаева другими героями
Пьер Безухов
Пьер считает, что простой солдат Платон Каратаев олицетворяет собой правду, доброту, простоту. Во всех его словах и поступках он видит отражение Господа.
«…для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда».
«Он в плену узнал, что Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной».
Платон Каратаев является единственным человеком, которого Пьер выделял среди прочих и всей душой ценил и уважал.
«…перебирала в своем воображении тех людей, которые были очень уважаемы Пьером. Никого из всех людей, судя по его рассказам, он так не уважал, как Платона Каратаева».
Подробная характеристика Пьера Безухова.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Платона Каратаева вместе!
Биография
Платон Каратаев родом из зажиточного крестьянского семейства. У него было ещё трое братьев с их семьями и старик-отец.
Однажды Платон отправился в чужую рощу рубить лес, где был пойман сторожем с поличным. За совершённое преступление его высекли розгами и отправили на службу в армию.
Каратаев был рад такому повороту событий, так как он стал солдатом вместо брата Михаила, у которого было много детей. У самого же Платона в деревне оставалась только жена: своего единственного ребенка, девочку, они похоронили в раннем возрасте.
Платон Каратаев много лет провёл на солдатской службе, принял участие во многих военных походах. Когда он пришёл на побывку в родную деревню, то понял, что его служба в армии была единственно верным решением для всей семьи: у братьев были большие семьи, они трудились на заработках, и все в большом семействе Каратаевых жили дружно.
С началом военной кампании 1812 года Платон Каратаев числился солдатом Апшеронского полка. Заболев на фронте лихорадкой, он был определён в госпиталь. Однако с приходом французов в Москву он вместе с другими больными солдатами оказался в плену. Здесь он познакомился с Пьером Безуховым и благодаря своему природному жизнелюбию и врождённой мудрости помог ему не впасть в уныние, вновь обрести веру в людей.
Недолеченная лихорадка подорвала силы Платона, и он не мог принимать участие в переходе военнопленных. Желая избавиться от такой обузы, французы пристрелили Каратаева. Он так и не дождался известия о победе русских над наполеоновской армией.
Образ Платона Каратаева
Образ Платона Каратаева является одним из самых ярких и интересных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Несмотря на то что этот персонаж появляется в произведении лишь эпизодически, он не только оставляет большой след в душе главного героя, Пьера Безухова, но и имеет большое значение для понимания концепции романа.
Платон Каратаев предстает перед читателями простым мужиком, крестьянином, которому волей судьбы уготована была солдатская жизнь. Несмотря на многочисленные жизненные испытания, он не теряет своего природного жизнелюбия, веры в добро и справедливость. Платон стоически переносит все трудности, полагая, что жизнь одна и её нужно ценить во всех её проявлениях.
У Каратаева большое доброе сердце. Он жалеет и людей, и животных. Платон становится настоящим спасителем для Пьера Безухова, оказавшегося в плену. Он вселяет в него твёрдую уверенность в счастливом будущем, поясняет, что, несмотря на несправедливость, жизнь является бесценным даром, и нужно умело им воспользоваться: жить для других, нести свет и добро другим людям.
Платон Каратаев не сомневается, что счастье заключено в самом человеке. Его не нужно искать в богатстве, почестях, славе, ведь оно сосредоточено в простых, повседневных вещах, и нужно только уметь заметить его. Смысл образа заключается в том, чтобы донести до людей простую истину: жизнь сосредоточена в простых радостях, мелочах и каждодневном труде.
Вывод
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой ставит перед героями вопрос: «В чём заключается смысл жизни?», и каждый из них проходит свой путь в поисках ответа. Помочь разобраться в себе Пьеру Безухову неожиданно помогает простой солдат — Платон Каратаев, обладающий народной мудростью и пониманием того, как устроена жизнь.
Роль героя заключается в том, чтобы показать, каким должен быть итог нравственных поисков каждого человека. Цитатная характеристика Платона Каратаева позволит понять, для чего вводится данный персонаж в романе, каково его назначение. Информация поможет лучше подготовиться к уроку литературы, кратко описать персонаж в докладе или написать сочинение.