Андрей Болконский – центральный персонаж романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Писатель использует различные средства для создания данного образа. Важное место занимает портрет Андрея Болконского, который наиболее полно раскрывает характер героя.
Внешнее описание
Л. Н. Толстой знакомит читателя с образом Андрея Болконского, сравнивая его с «маленькой княжной». По словам автора, «все в его фигуре представляло самую резкую противоположность» образу жены Андрея Болконского.
Князь Андрей описывается как мужчина красивый. Автор всячески это подчеркивает: «весьма красивый молодой человек», «красивое лицо», «красивый адъютант», «свежий, оживленный и красивый», «очень красивый брюнет в белом мундире».
Герой был невысокого роста. Руки его были «маленькими и белыми». Черты были «определенными и сухими», а лицо имело «спокойное и непроницаемое выражение».
Наташе Ростовой Андрей Болконский казался «очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим».
Смена мировоззрения князя Андрея, его жизненный путь прослеживается не только в поступках героя, но и в описании его внешности. «Глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском».
Личностный портрет
Портретная характеристика не ограничивается внешним описанием. Внешний вид Андрея Болконского не всегда отражает внутренние качества персонажа. Несмотря на суровость внешности, Андрей Болконский имеет, как отмечает княжна Марья, «золотое сердце». Он добр и великодушен. Несмотря на сдержанность характера, герой является отличным офицером и человеком, всегда действующим по чести. Для людей, которых князь Андрей уважал, он был человеком порядочным, некоторые же считали его «холодным и неприятным» человеком.
Значение портрета
Лев Николаевич Толстой – мастер портретной характеристики: любая мельчайшая деталь дополняет образ героя.
Описание Андрея Болконского не отличается емкостью. Однако детали портрета помогают раскрыть образ наиболее полно.
То, что при первом описании Андрей Болконский в романе противопоставлен жене Лизе, говорит о его отношении к обществу с его светскими манерами: все находившиеся в зале «надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». О том, что князю Андрею некомфортно находиться среди других светских людей, говорит все его поведение: «от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага».
Писатель показывает, что «гримаса», которая портит красивое лицо князя Андрея, сменяется «доброй и приятной улыбкой», когда он видит Пьера.
«Сухие черты» и «спокойное и непроницаемое выражение» персонажа говорят о сдержанности его характера. Он не привык выражать свои чувства и эмоции.
Деталь «маленькие белые ручки» композиционно выполняет важную функцию. Являясь лейтмотивом, она объединяет князя Андрея с другими персонажами произведения: с Наполеоном и Сперанским. Все они стремятся к власти. С помощью такой детали, характерной для нескольких персонажей, писатель показывает близость их характеров.
С этой же целью Л. Н. Толстой описывает и смех Андрея Болконского: он «холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся».
Отец же его смеялся «всегда сухо, холодно, неприятно». В этих описаниях видна схожесть образов.Описание глаз героя объединяют Андрея Болконского с его отцом, сестрой и сыном. Всем им характерен блеск в глазах.