Портрет Печорина в романе «Герой нашего времени» выполняет важную смысловую функцию. Он дополняет психологическую характеристику центрального персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова.
Внешность
На начало повествования Григорию Александровичу Печорину было двадцать пять лет. Рассказчик отмечал, что с первого взгляда он ему не мог дать и двадцати трех лет, однако после знакомства подумал о целых тридцати.
Это был человек, который «имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским».
У Печорина были густые вьющиеся белокурые кудри, которые «так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб». Несмотря на белокурый цвет волос, усы и брови Печорина были черные. Лицо героя еще было бледно, но свежо. Кожа Григория Александровича имела некую женскую нежность. Нос Печорина был немного вздернут, а зубы были «ослепительной белизны». Этим он привлекал всех окружающих.
Персонаж был среднего роста, отличался он своей стройностью и тонким прямым, будто без костей, станом с широкими плечами. Все это демонстрировало крепкое телосложение Печорина, что позволяло ему «переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов». Рассказчик сравнивает Печорина с «Бальзаковой тридцатилетней кокеткой», которая устала после бала, так как тело героя изображало «какую-то нервическую слабость».
Одежда
К внешнему виду Печорин относился с трепетом: он носил довольно дорогую одежду, за которой тщательно следил. «Бархатный сюртучок» Григория был застегнут лишь на две нижние пуговицы. «Ослепительно чистое» белье героя позволяло говорить о порядочности Печорина. Перчатки персонажа всегда были чисты, а сапоги всегда были вычищены.
Как представитель светского общества, Печорин использовал духи.
Когда Печорин оказывается на службе на Кавказе, он одевается в национальные вещи. Как черкес, он носил бурку, бешмет, архалук, черкеску.
По одежде многие люди принимали Печорина за черкеса. Многие даже говорили о том, что в черкесском одеянии он похож на кабардинца больше, чем сами кабардинцы.
Сам Печорин признавался, что относительно одежды он был «совершенным денди»: «ни одного галуна лишнего», мех на шапке не длинный, но и не короткий, «ноговицы и черевики пригнаны во всевозможной точностью».
Детали
Портретная характеристика Печорина помогает полностью раскрыть сущность главного героя. Детали описания внешности указывают на особенности характера Григория Печорина.
«Маленькие аристократические руки», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны» говорят об аристократическом происхождении главного героя романа.
Как отмечает рассказчик, во время ходьбы Печорин никогда не размахивал руками – это было «верным признаком некоторой скрытности характера». В целом походка главного героя была небрежна и ленива.
Отличительной особенностью Печорина было то, что его лицо никогда не выражало ничего особенного. Даже смерть Бэлы на него не произвела особого впечатления.
Карие глаза Григория сияли «фосфорическим блеском» из-под полуопущенных ресниц. Блеск этот был похож на блеск гладкой стали, который был «ослепительным» и «холодным».
Глаза Печорина никогда не смеялись, когда смеялся сам герой. Рассказчик называет это настоящей странностью и говорит, что такое явление – признак либо злого нрава, либо глубокой постоянной грусти. Взгляд у Печорина был «неприятный», «наглый» и «тяжелый». «Непродолжительный», но «проницательный» взгляд оставлял неприятное впечатление. Он не отличался своей дерзостью, наоборот, взгляд был «равнодушно спокоен».