Образ главного героя комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» раскрывается с помощью поведения Хлестакова. Его действия особо не отличаются на протяжении всего повествования: когда главный герой не догадывается о том, что его принимают за кого-то другого, он ведет себя также, как и при понимании того, что жители города ошиблись.
Казаться выше, чем есть на самом деле
Главная черта Хлестакова – желание покрасоваться. Герой хочет выглядеть лучше, он пытается выдать себя не за того, кем является на самом деле. Однако полным лгуном Хлестакова назвать нельзя. Ложь в его устах приобретает непринужденный характер. Главный герой рассказывает небылицы не для того, чтобы в это поверили другие, а для того чтобы в это поверил он сам. Хлестаков хочет думать, что он действительно является выше губернатора, что он является другом Пушкина и автором множества известных произведений. Центральный персонаж настолько заврался, что сам верит во все то, что придумал пару минут назад. В этом и проявляется главная особенность характера Хлестакова.
Смена поведения
Н. В. Гоголь в своем произведении показал, как меняется поведение Хлестакова в уездном городе.
Главный герой, который уже несколько недель не может заплатить за собственное питание, первоначально напуган, когда к нему приходит городничий. Однако когда Хлестаков понимает, что его не собираются сажать в тюрьму, а ему хотят помочь, он соглашается на предложение городничего переехать к нему в дом. Желание хорошей жизни всегда говорило в Хлестакове. Тогда герой еще не понимал, что жители уездного города приняли его за кого-то другого. Это предположение выдвинул лишь слуга центрального персонажа – Осип.
Но перед этим пониманием Хлестаков продолжает играть свою роль высокопоставленного человека. Жажда богатства и наживы на других людях затмевает ему глаза. Поэтому в сцене посещения Хлестакова чиновниками главный герой все более безбоязненно спрашивает взаймы деньги, хотя понимает, что никогда не отдаст эти деньги.
Когда Осип, понимая, что главного героя могут вывести на чистую воду, предлагает Хлестакову уехать из города N, главный герой пишет письмо своему другу-литератору и начинает волочиться за женой и дочерью городничего. Главный герой чувствует свою вседозволенность, поэтому пользуется ей. Хлестаков понимает, что именно здесь он сможет жить так, как хотелось жить всегда и везде. Поэтому герою так хотелось остаться в этом городе.
Дав обещание городничему вернуться через день, чтобы сыграть свадьбу с его дочерью, Хлестаков уезжает. И даже сейчас он не боится оказаться раскрытым. Когда Сквозник-Дмухановский предлагает центральному персонажу коврик, он берет его с собой.
Причины поведения
Хлестаков не притворяется, он таков, какой есть на самом деле. Герой привык находить выход из любой ситуации. Ложь во имя своего честного имени становится основным качеством персонажа. Он может так искусно выкрутиться из любой ситуации, что его выдумкам поверят и другие люди, и он сам. Чтобы что-то придумать, Хлестаков не думает над этим, он плывет по течению, думая, что так и должно быть.