Смех и грусть – главные герои пьесы. Причем смех, по мнению Гоголя, – единственный честный герой. Критики продолжают спорить, где смешное и грустное в комедии «Ревизор». Чаще сложно разделить оба чувства, так плотно перемешались они на страницах художественного текста.
Грустная провинциальная жизнь
Городишко, забытый Богом, удаленный от центра, живет по своим законам, но, присмотревшись читатель видит в нем сходство со всеми населенными пунктами страны. Город N стал собирательным образом, поэтому и смеется зритель над сюжетом в любом уголке России. Самый просвещенный человек – судья. Он вольнодумен, прочитал несколько книг. Приезд в город проверяющего Ляпкин-Тяпкин объясняет началом войны. Смех вызывает такое рассуждение. Где связь? Ревизор и внешняя политика России. Городничий начинает отдавать указания. Что бы ни описывал автор, везде беспорядок, грязь. Смешное в комедии “Ревизор” становится грустным.
Вот сцены, описывающие больницы: грязные колпаки, воздух, пропитанный табаком, больные, похожие на кузнецов. Лекарств нет, и никто не собирается их приобретать. Если человек сможет выздороветь, зачем на него тратиться, а умрет, тем более нет смысла в лечении.
Еще смешнее присутственное место, где ждут помощи от судьи. Под ногами снуют гуси, сохнет белье. Помещение ближе к хлеву, чем к суду.
В училище другая комичная сцена. Там учителя делают такие жуткие гримасы, что зритель, представляя ее, не сдерживает смех. Гримаса – это вольнодумные мысли, которые получает молодежь. Где связь? Опять смех и грусть в одном образе.
Еще один персонаж, соединяющий все оба чувства, – почтмейстер. Для него чтение чужих писем интереснее столичных новостей из газет. Тайна переписки, гарантируемая государством, для уездного почтальона пустой звук.
Смех или сарказм
В финале пьесы городничий возмущен до глубины души. Он обманывал «мошенников над мошенниками», сумел «даже трех губернаторов» обхитрить, но не заметил никчемности Хлестакова. Оказаться самому обманутым для него невозможно. Возмущение городничего вызывает смех зрителей, но он оборачивается к залу и произносит полные сарказма слова; «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Эта фраза вызывает недоумение, постепенно переходящее в ужас. От веселого смеха над пороками читатель переходит к анализу своих поступков. Он находит сходство и столбенеет, как все персонажи финала в немой сцене.
Комизм и трагизм пронизывают всю пьесу. Нет ни одной страницы просто смешной, или только грустной.