А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» пытался продемонстрировать противоборство двух поколений, имеющих разные взгляды на жизнь. Данный материал, который поможет при подготовке к написанию сочинения «Смысл комедии «Горе от ума»», рассмотрит основной конфликт произведения по следующему плану: общественный конфликт, название комедии, любовная линия.
«Век минувший» и «век нынешний»
В основе комедии лежит конфликт между двумя поколениями.
«Век минувший» представлен фамусовским обществом. Это люди, которые привыкли к внешнему блеску, не задумываясь о нравственных ценностях. Для представителей фамусовского общества важно положение человека в обществе, его материальные средства и карьерный рост.
«Век нынешний» в грибоедовской комедии представлен образом Чацкого. Это человек прогрессивных взглядов на жизнь. Он уверен, что прислуживать кому-то – «тошно». Для него положение в обществе не имеет значения, он оценивает людей по их внутренним качествам.
Название
А. С. Грибоедов подчеркивает то, что Чацкий – умный и образованный человек, который несколько лет провел за границей, где приобрел много новых знаний.
По приезде на Родину Чацкий пытается изменить общество к лучшему, однако окружающие не готовы прощаться со своим привычным образом жизни, поэтому считают главного героя сумасшедшим.
При написании сочинения «Смысл названия «Горе от ума»» нужно отметить, что образованность Чацкого, его стремления исправить общественные принципы приводят героя к горю: он оказывается никем не понятым, на него клевещет его возлюбленная Софья, из-за чего ему приходится уехать из дома Фамусова.
Любовная линия
Комедия начинается любовным конфликтом. Говоря кратко, главный герой приезжает к Фамусову, чтобы увидеться после долгой разлуки с Софьей, которая в свою очередь любит другого – Молчалина. Возникновение в произведении двух любовных треугольников, связанных с образами Чацкого, Софьи, Молчалина и Лизы, помогает подчеркнуть комичность ситуации. Любовные линии помогают в раскрытии основного конфликта, связанного с противостоянием «века нынешнего» и «века минувшего».
Для фамусовского общества любовь не имеет никакого значения: Молчалин пользуется Софьей, чтобы добиться собственных целей. Чувства же Чацкого искренни и истинны, что вновь подчеркивает его нравственное начало.