Роман «Евгений Онегин» критики-литературоведы характеризуют как «энциклопедию русской жизни», в которой показаны быт и культура русского народа в их взаимосвязи с барской жизнью XIX века. В статье представлен анализ образа Татьяны Лариной как носительницы народной культуры, дан вариант ответа на вопрос, почему Татьяна русская душою.
Портрет русской женщины
Татьяна Ларина родилась и выросла в семье поместных дворян, которые чтили народные устои, но не отказывались и от веяний времени (мама героини зачитывалась романами европейских романистов). Пушкин, создавая образ молодой девушки, ставил перед собой цель в ее лице представить портрет русской женщины. Портретирование начинается уже с выбора имени для героини. Имя Татьяна редко встречалось среди дворянской знати того времени, так называли девочек из крестьянских семей, это простое народное имя.
Образ девушки не поражает своей яркостью. Пушкин показывает, что ее сила не во внешней красоте, а во внутреннем мире, в глубине. Воспитала Ларину крепостная няня в атмосфере простонародного быта, приучила к страшным рассказам на ночь, научила верить в гаданья, приметы, предсказания луны и вещие сны.
Фольклорные черты
Сон, который приснился Лариной накануне ее именин, был о национальных мифологических чудовищах, о медведе, спасшем ее. Это тоже характеризует героиню как носительницу простонародной культуры. Сон напоминает страшную сказку: героиня попадает на заснеженную поляну, она должна преодолеть мост, который сулит гибель.
Испытания – это лейтмотив сказок, все главные герои сказок проходят испытания, тогда их ждет награда. Сон девушки показывает, что сама испытание она пройти не может, ей помогает медведь. Можно предположить, что по сюжету романа это животное символизирует будущего мужа-князя, который станет опорой Татьяны.
С образом Лариной связана вставка в роман русской народной песни. Песня девушек – еще один аспект народного быта, описанный Пушкиным. Сбор ягод с барских кустов занимал много времени у молодых незамужних крестьянок. Помещиками был придуман способ, который позволял контролировать честность этой работы (отсутствие воровства) – девушки должны были петь народные песни, тогда они не смогли бы жевать. Образы крестьянок, которые появляются в романе, перед объяснением Татьяны и Евгения, помогают понять читателю, что происходит в душе героини. Она ощущает себя простой девушкой без каких-то жеманных или кокетливых манер.
Устная речь Лариной живая, разговорная, в ней встречаются просторечные элементы (тошно, нужды). Как и многие дети русских помещиков, Татьяна плохо знала все тонкости письменного русского языка, поэтому письмо Онегину она составляет на французском языке. Отсутствие прочных навыков владения письменной формой родного языка – еще одна национальная черта русского народа.
Ларина любит русскую зиму с ее народными забавами (катания на санях). Автор подчеркивает, что героиня и природа – это единое целое, описания природы в романе сопровождают повествования о Татьяне. Молодая девушка описывается через эпитеты зимней природы – зимняя, холодная, морозная. Во сне она тоже видит снежную природу, идет по снежной поляне.
Светская дама
Ларина становится женой князя, хозяйкой салунов, которые посещают многочисленные гости. Здесь образ русской женщины Пушкин дополняет чувством собственного достоинства, умением держать себя в свете. Героини чужды разговоры и сплетни светского общества, она чувствует себя одинокой среди многочисленных поклонников и мнимых друзей.
Финальная встреча с Евгением Онегиным характеризует Ларину как женщину верную супружескому долгу, честную, какой она была и до замужества. Ни титул, ни деньги, ни та трагедия, которая произошла в жизни, не изменили ее представление о чести и совести, скорее закалили характер.