«Тихий Дон» анализ произведения Шолохова – проблематика, история создания, жанр, проблемы романа

Роман-эпопея “Тихий Дон” относится к направлению реализм и описывает судьбу донского казачества. Анализ художественного текста “Тихого Дона” сложен по многим аспектам: культурно-историческому, политическому, индивидуально авторскому. Для более глубокого понимания книги необходимо познакомиться с биографией автора и историей создания текста. Анализ произведения “Тихий Дон” Шолохова будет актуален для учащихся 11 класса при подготовке к урокам литературы, а особенно – тем, кто планирует сдавать ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – начало работы в 1925 году, к 1932 году были готовы первые три тома. Четвёртый том книги “Тихий Дон” был закончен в 1940 году.

История создания – роман создавался 15 лет, претерпел массу изменений, но принципиальные вопросы сюжета и смысловой стороны автор не изменил, несмотря на отказ публикации, давление цензуры и критики “Тихого Дона”. Опыт, литературный талант и удивительная работоспособность молодого автора принесли заслуженные плоды – Нобелевскую премию в 1958 году.

Тема – жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны.

Композиция – 4 тома, масштабность событий и большой временной отрезок – 10 лет жизни донского казачества описывается в произведении.

Жанр – роман-эпопея.

Направление – реализм.

История создания

Роман-эпопея был написан во время пребывания автора в станице Вёшенской. Начав работу в 1925 году, автор приостановил её, осознав, что необходимо начать с предыстории жизни кубанской станицы, а не с военных событий. Он планировал охватить в художественном повествовании исторический период с 1917 года по 1922. Однако переработав замысел, Шолохов решил изменить обозначенный период: действие в романе начинается с 1912 года.

Ещё не оконченный роман стал издаваться благодаря протекции А. Серафимовича уже в 1928 году отдельными частями. Книга имела огромный успех, она сразу же принесла популярность автору. Однако печатать полную версию романа издательства не спешили, было много спорных вопросов в плане цензуры и освещения автором действительности. Благодаря ходатайству Максима Горького перед И. В. Сталиным роман издали в 1935 году целиком. Резонанс в литературной среде был настолько грандиозен, что у некоторых писателей возникли сомнения в том, что Шолохов мог сам за такой небольшой срок написать столь талантливое сложное произведение весьма масштабного объёма.

Всё дело в том, что писатель был слишком молод (25 лет), не имел богатого жизненного и литературного опыта. Многие, не будучи знакомы с биографией автора, засомневались в его творческих способностях. Молодой, но очень талантливый, целеустремлённый и крайне работоспособный автор знал суть жизни и истории донского казачества до самых мелочей. Была назначена комиссия, которая проводила расследование по факту авторства книги (оно включало анализ образов “Тихого Дон”, а также анализ произведения в целом), в итоге завистливые писатели и критики получили официальное подтверждение того, что Шолохов – настоящий автор произведения.

В 1928 году Шолохов находится на пике своей популярности, его приглашают на литературные вечера, встречи и выступления по всей России, где он делится литературными планами и читает новые главы “Тихого Дона”. Позже, когда меняются многие редакторы издательств и руководство литературных ведомств, у М. Шолохова возникают проблемы с публикацией 3 тома романа. Только после встречи автора со Сталиным на даче М. Горького вождь вынес окончательный приговор: отдать в печать, несмотря на противоречивый образ главного героя, идея романа служит правому делу. В 1958 году М. Шолохов получает Нобелевскую премию за своё бессмертное детище.

Тема

Смысл романа можно сформулировать следующим образом: в переломные для России годы меняется не только политическая ситуация и жизнь людей, меняются взгляды и принципы людей, война ломает судьбы и создаёт новый уклад. Тема и идея произведения – показать жизнь донского казачества в сложные для родины времена, дух и законы, уклад и философию их жизни, вечные ценности этого свободного народа. Эта тема настолько разнообразна и масштабна, что охватить все её аспекты крайне сложно.

Анализ 1 тома позволяет раскрыть все ключевые образы и идейную направленность произведения. Извечные проблемы взаимоотношений, уважения к старшим, любви к женщине, родине, земле и труду отражены в романе Шолохова.

Проблематика книги подчинена идее романа – жизненный уклад казачества в связи с историческими событиями – это то, что является сюжетообразующим и смысловым центром романа.

Чтобы обозначить смысл названия романа (изначально автор хотел назвать его “Донщина”), нужно увидеть скрытую антитезу в смысловом плане произведения и образе тихой спокойной реки. Она была и будет, её течение спокойно и неспешно, а жизнь людей (которая тесно связана с матушкой-рекой) бурная, стремительная и неспокойная. У тихого Дона стремительно меняются поколения, идёт братоубийственная война, меняются устои и традиции. Философская суть книги: жизнь человека и течение реки очень похожи, но люди уходят, а стихия остаётся.

Композиция

Жизненная правда и небольшая доля художественного вымысла превратило произведение Шолохова в шедевр, который выходил в СССР многомиллионными тиражами. Композиция держится на образе главного героя Григории Мелехове, именно его образ центральный, сюжетообразующий. События всех четырёх томов романа происходят на протяжении 1912–1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий. Проведённый литературоведами анализ произведения говорит о наличии более 500 героев в книге.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Тихого Дона», а для основных подготовили отдельные страницы:

  • Характеристика Григория Мелехова
  • Характеристика Натальи Мелеховой
  • Характеристика Аксиньи
  • Характеристика Степана Астахова
  • Характеристика Дарьи Мелеховой
  • Характеристика Дуняши
  • Характеристика Михаила Кошевого

Жанр

Роман-эпопея Шолохова получил такое жанровое определение именно за охват исторических событий, показ смены эпохи, традиций, порядков, а не отдельных судеб людей. Эпопея всегда общезначима, не привязана к конкретной точке. Второй том эпопеи позволяет сделать вывод, что эта книга наиболее подходит под определение романа, здесь много личного, повествование держится на образе главного героя, который даётся в развитии. Таким образом, в книге Шолохова жанровое своеобразие обусловлено широким размахом, раскрывающим судьбы народов и общечеловеческие проблемы.

Тест по произведению

Твоя школа